СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................... 3
Глава 1. Становление и развитие мебельного производства Москвы в 1770-1800 годы.
1. Основные предпосылки и условия возникновения мебельного производства Москвы......................................................................34
2. Деягелшость московских мастерских, связанных с изготовлением мебели......44
3. Мастерская П.Споля как пример московской вебельной мастерской. Метод работы и художественные особенности продукции......................................60
4.Русские ученики П.Споля н проблемы обучения мебельному искусствув московских
ьвстерских.................................................................78
Глава 11 Художественные особенности московской мебели эпохи классицизма. 87
Глава 111 Ме бель московских мастерских в предквтно-пространственном контексте
интерьера..................................................................110
Заключение................................................................154
Примечания:
Введение................................................................. 163
IГлава.....................................................................171
II Пава....................................................................191
III Глава..................................................................200
Библиография.
212
ч
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая диссертация посвящена изучению московской художественной мебели периода ее становления и расцвета в эпоху раннего и зрелого классицизма в 1770-1800 годы. Именно в это время она представляла собой самобытное и заметное явление в художественной культуре России, что во многом было вызвано повышением роли второй столицы во всех сферах российской жизни.
В отличие от Петербурга, где тон задавал двор, в Москве — «республике российского дворянства»*, издавна селились представители древнейших и богатейших дворянских родов, не искавшие придворной службы и независимые в своих вкусах и пристрастиях. Как известно, интенсивное строительство частных дворянских домов и усадебных комплексов в Первопрестольной началось гораздо позже, чемв Северной столице,— уже во второй половине столетия, после манифеста Петра III и указа Екатерины II о «дворянской вольности», достигая апогея в 1770-1800 годы. Указанным периодом определяются хронологические границы данного исследования, поскольку к этому времени относится и расцвет ансамблей парадных интерьеров, повлекший за собой небывалое развитие всех видов декоративных искусств и художественных ремёсел, среди которых наиважнейшее значение имело мебельное дело.
В Москве в первую очередь было налажено производство резной мебели, что было связано и с модой и местными художественными вкусами, а также давними традициями резного ремесла, процветавшего в этом районе. Отсюда объектом исследования определена только резная золоченая и крашеная мебель, бытовавшая в парадных интерьерах богатых городских домов-дворцов и усадеб дворцового типа, принадлежавших верхнему аристократическому слою русского дворянства, и, отчасти, богатейшему купечеству. Именно в таких постройках; поскольку их создавали ведущие архитекторы и художники своего времени, наиболее отчетливо проявились основополагающие идеи эпохи и преобладающий тип профессионального художественного мышления. Обращение к обстановке парадных интерьеров этих
3
предметов. Это позволило, в конечном счете, по новому оценить характер и диапазон творчества, а также общий вклад в развитие отечественного мебельного- деда иностранных мастеров, работавших в Петербурге.
Проведенное исследование дало также богатый материал для интересных выводов относительно общего направления в развитии мебельного деда Петербурга в последней четверти ХУ111 столетия и показало особенности бытования корпусной фанерованной мебели, главным центром производства которой в России сделалася Петербург. Для нас крайне важны данные, собранные Гересом относительно изменений в характере меблировки петербургских дворцов, начиная с середины ХУ111 века вплоть до 1800-х годов. Так, характеризуя убранство парадных интерьеров императорских дворцов и домов высшей придворной знати середины века, автор делает вывод о незначительном распространении в них богатой корпусной мебели и превалирующей роли золоченой резьбы. Наоборот, отмечая в Петербурге факт мощного подъёма и невиданного дотоле взлета столярного ремесла начиная с 1780-х годов, Герес приводит убедительные сведения относительно все большего распространения корпусной мебели в парадных апартаментах петербургских дворцов за счет постепенного снижения роли резного дерева^.
Другой вид русской мебели, выполненной в технике наборного дерева, подвергся пристальному изучению в ряде работ Ю.В.Фомина^. Они не только суммируют все имеющиеся на сегодняшний день разрозненные сведения по этому вопросу^, но и значительно расширяют круг изучаемого материала, поскольку привлекают новые интересные образцы из различных музеев страны. Это позволяет автору следать ряд ценных наблюдений и выводов относительно специфики отечественного маркетри и его отличия от западноевропейских образцов. Параллельно с изучением сохранившихся памятников, автор обращается к поиску архивного материала о петербургских и московских мастерах «наклейной работы», анализирует специфику их труда и впервые раскрывает «секреты их мастерства», т.е. технологические и конструктивные особенности изготовления вещей, что является
23
существенным подспорьем в их атрибуции. Рассматривая специфику русской наборной мебели, исследователь попутно касается и её роли в убранстве дворцовых и усадебных интерьеров. Так, затрагивая убранство петербургских интерьеров, Фомин отмечает важную роль приписанных к Адмиралтейству охгенских вольных мастеров, многие из которых как раз специализировались на наборном дереве. Касаясь интерьеров подмосковных усадеб графов Шереметевых Кускова и Останкина, исследователь обращает внимание на почти полное отсутствие в них мебели наборного дерева, также как и фанерованной — особенно в Останкинском дворце. В объяснении это го факта он присоединяется к давно устоявшемуся, но спорному, как нам кажется, мнению о том, что устройство в Останкине театра «определило и характер убранства интерьеров», предназначенных служить «театральному фойе, рассчитанному на временное пребывание (в них—И. Е.) человека»^.
Что касается зарубежных исследователей, то русская мебель до недавнего времени почти не привлекала их внимании Первая и единственная на данный момент фундаментальная работа, посвященная блестящему периоду расцвета русской мебели в 1780-1840 годы, принадлежит известному лондонскому антиквару и знатоку европейской мебели ХУ 111—XIX веков, директору Галереи Изящных искусств в Лондоне Антуану Шеневьеру Его монография, вышедшая одновременно в Лондоне и в Париже 1989 году53, представляет собой роскошное, богато иллюстрированное издание, которое базируется в основном на исследованиях русских специалистов, а в отдельных случаях просто пересказывает содержание той или иной публикации, «недоступной для широкого круга западных читателей из-за незнания языка»54. Поэтому данная работа представляет для нас интерес в первую очередь своим иллюстративным материалом, введением в научный оборот большого количества примеров ранее неизвестной или считавшейся утраченной русской мебели из частных и музейных западноевропейских и американских собраний.
Отмечая ешд недостаточную изученность русской мебели, по сравнению с западноевропейской, и известные трудности её освоения из-за отсутствия подписей и клейм, а также необходимых исторических сведений о её создании, основную свою
24
- Київ+380960830922