Ви є тут

Ранний витраж немецкого Средневековья : Особенности иконографии и композиционного построения

Автор: 
Козина Елена Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000302000
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение. обзор литературы.............................3
Глава I
Симзолика сЕета.
Роль света в готическом соборе........................14
Глава II
Сложение иконографических и композиционных законов.
Первые циклические программы..........................36
Глава III
Структура изобразительного текста.
Методы изложения: повествовательный,
типологический........................................93
Заключение...........................................122
Примечания...........................................128
Библиография.........................................141
3
Введение. Обзор литературы.
Данная работа посвящена особенностям иконографии и композиционного построения раннего немецкого витража. Именно Германии принадлежат перзые, фрагментарно дошедшие до нас произведения витражной живописи. Отдельные княжества и города этой земли, разобщенные, и весьма самостоятельные - редко связывали себя обязательными изобразительными канонагли. Это обстоятельство изначально задавало искусству иные условия существования, чем, например, в более централизованной и регламентированной Франции, и основательно осложнило труд искусствоведов.
Романская традиция, долго удерживаемая в ряде немецких земель, обусловила в этом регионе уникальные формы слияния "старой" и "новой" изобразительных систем, нашедших свое отражение в феномене гак называемого "позднероманского" витража. Цветные витражные стекла, стремительно распространяющиеся уже с середины XII века, в большинстве случаев занимают здесь полуциркульные проемы старых, или специально расширенных романских окон. И система их оформления удивительным образом совмещает традицию живописного декора романской апсиды с возможностями и требованиями нового материала. Кроме того, ряд особенностей технологического процесса, оригинальный колорит, самобытная иконография - очень многое в витражном наследии Германии и, в особенности, в его ранней фазе пробуждает повышенный интерес исследователя.
19
это тот недосягаемый свет, б котором, как сказано в Писании, обитает Бог. Свет этот незрим по причине чрезмерной ясности и недосягаем по причине переизбытка сверхсущностного
светолития"20
Сочинения Дионисия Ареопагита важны для нас еще и тем, что в выстроенной им Небесной иерархии тленно свет является основным признаком и свидетельством Божественной благодати. Место в его иерархии определяют, сбразно говоря, сила и вид излучаемого света. "Итак, первая Иерархия небесных Умов {...), исполненная, сколько возможно, святейшего очищения, обильного света и совершеннейшего освящения, - очищается, просвещается и совершенствуется, будучи не только непричастна привязанности к земному, но и исполнена первоначального света../'21
Примечательно, что Дионисий с полной убежденностью, как к безусловной аксиоме, апеллирует к равенству Свет = Красота = Благодать. Он не стремится доказывать, что свет язляется основным достоинством и сущностью Прекрасного (то есть и Благого), он пользуется этим, как аргументом для новых тезисов "Пресущественно-прекрасное называется красотой потому, что (...) оно есть причина слаженности и блеска во всем сущем ; наподобие света (курсив мой - Е.К.) источает оно во все предметы свои глубинные лучи, созидаюшие красоту."2*"
Достаточно сложно зафиксировать тот момент зремени, к которому концепция складывается в своем основном виде. Божественность света как субстанции столь очевидна христианскому богословию, что предметом истолкования чаще всего становятся ее свойства, дополнительные виды воздействия, но никогда не сущность. Принципиально новым шагом после неоплатоников можно считать концепцию Августина. Далее, вплоть до рубежа ХП-ХШ веков, растет популярность и диапазон истолкования этой теории,
20
происходит все более изощренная дифференциация света и его производных, то есть, изменения скорее количественные, нежели качественные.
В рамках данного исследования кажется важным обратиться и к общим тенденциям этого времени, и, в частности, к мистическому направлению богословия. Последнее имело самое непосредственное отношение к новой концепции западного храма и феномену витражной жизописи как таковой.
Видоизменение архитектурной формні от романской к готической справедливо ассоциируется с переходом от статики к динамике. Динамика же свойственна этому времени не только в организации архитектурного пространства. На рубеж ХІІ-ХІІІ веков приходится и очередной пик распространения ересей - безусловное свидетельство динамики интеллектуальной. Параллельно тому возникают и активизируются, так называемые "проповеднические" ордена - носители наиболее экстравертной из известных форм распространения Слова Вожьего, являвшие первый пример деятельности монастырей вне своих пределов. Однако, воинственность доминиканцев и прямо противоположные ей человечность и милосердие францисканских братьев в чем-то пародоксально связаны между собой. Полярность их политики определяет лишь вектор приложения сокрушительной и в том и в другом случае экспансии в окружающий мир.
И расцвет народной "смеховой" культуры, и первые шествия флагеллантов, и чрезвычайное усложнение, чтобы не сказать -театрализация литургического действа - в основании каждой из упомянутых тенденции неизменно обнаруживается динамика, экспансия в окружающий мир. И концепция божественного света, -естественное дитя своего времени, столь же свободное от авторства или места рождения, как идея паломничества или мысль о