Ви є тут

Духовный мир Хлебниковых-Митуричей, Петр Митурич и Вера Хлебникова : Жизнь и творчество

Автор: 
Чегодаева Мария Андреевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2005
Артикул:
275658
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ......................................................... 3
Глава первая...................................................... 8
Глава вторая..................................................... 29
Глава третья..................................................... 81
Глава четвертая..................................................105
Глава пятая......................................................176
Заключение.......................................................250
Библиография.....................................................252
ВВЕДЕНИЕ.
Работа «Духовный мир Хлебниковых — Митуричей» посвящена жизни, творчеству и духовным исканиям замечательных художников первой половины XX века Петра Васильевича Митурича и его жены Веры Владимировны Хлебниковой, сестры великого поэта Вслимира Хлебникова. Вся жизнь и творчество Петра и Веры были освещены личностью Велимира Хлебникова, являлись зримым воплощением в живописи и графике его идей, его мировосприятия, его философских исканий. Личность и судьба Хлебникова, друга П.Митурича занимает в тексте значительное место.
Работа основывается на многочисленных документах, как опубликованных, так и находящихся в семейном архиве и предоставленных автору Маем Петровичем Митуричем-Хлебниковым, сыном Петра и Веры Митуричей-Хлебниковых, известным художником. На основании этих документов (воспоминаний, писем Петра и Веры Митуричей-Хлебниковых, частично опубликованных, частично оставшихся в рукописях1, неопубликованных воспоминаний Мая Митурича), а также изучения и анализа живописных и графических работ Петра и Веры, прижизненных критических откликов на их творчество, автор стремился создать максимально полную картину жизни художников на протяжении от начала XX века до 1956 года - даты смерти Петра Васильевича Митурича. (Вера Хлебникова скончалась в 1941 году) на фоне исторической реальности России всего этого времени.
Как Петр Васильевич Митурич, так и Вера Владимировна Хлебникова, обладая незаурядным литературным талантом и философской направленностью мысли, воплотили свое творческое мировоззрение,, свои художественные искания почти в равной мере как в формах изобразительного искусства - живописных и графических работах, так и в литературном наследии - воспоминаниях, письмах, теоретических трудах (Петр Митурич), произведениях художественной литературы - прозе и стихах (Вера Хлебникова). Лишь при комплексном изучении всего их многообразного художественно-литературного наследия можно с достаточной полнотой восстановить их человеческий и творческий облик, понять всю сложность и оригинальность их незаурядных личностей, проникнуть в духовный мир людей, принадлежащих к лучшим представителям русской интеллигенции начала и первой половины XX века. Скрупулезный анализ живописных и графических произведений Петра Митурича и Веры Хлебниковой, их пластического языка, их чисто профессиональных художественных приемов, вплоть до способа наложения живописных мазков, использования линии и тона в графических работах и т.п., должно было органически сочетаться с тем, что са-
1 В ряде случаев письма и воспоминания, опубликованные выборочно, восполнены автором представленной работы.
3
Астраханские пейзажи - «Лодки у причала», «Кутум»50. Карандашный портрет художницы Нины Осиповны Коган, близкой подруги еще по студии Ционглинского51. Сильный очень точный и скупой рисунок, достигающий максимальной выразительности минимальными средствами. Характерный профиль девушки с крупным орлиным носом и прекрасными темными еврейскими глазами, печальными и внимательными, обрисован, подчеркнут фоном - чернотой погруженного в тень широкого поля соломенной шляпки. Это темное пятно, слегка просвечивающее плетением соломки, уравновешивает и держит весь рисунок - светлый, прозрачный, «ссровский»...
Наброски верблюдов - подлинные «портреты» важных, преисполненных чувсгва собственного достоинства животных - возможно служат набросками к картине, как и сделанный темперой по картону большой эскиз. На фоне гористого пейзажа медлительно движется караван: впереди верблюжонок с верблюдицей, за ними еще один верблюд и последний, только еще входит, появляется из-за края листа. Серебристо-серые фигуры верблюдов почти сливаются с таким же серебристо серым тоном пейзажа, отделяются от него только темными контурами точного, четкого рисунка, и лишь два ярких вкрапления, красное и желтое - платья погонщиц, сидящих между горбами верблюдов -врываются в серую гамму, заставляя ее звучать и вибрировать всем богатством серебристых оттенков.
«Восточный мотив». 1917-1924. Три фигурки в покрывалах. Прозрачно-призрачный, как часто у Веры, почти монохромный эскиз, проникнутый мерным ритмом серых полос, вертикалей смутных женских фигур, стволов деревьев, ветвей, вознесенных вверх как свечи; горизонталей нависших слоистых облаков...
Калмыцкий орнамент - карандашный рисунок ткани, расшитой металлическими украшениями, сам смотрящийся причудливым черно-серым орнаментом.
Тема Востока - еще одна перекличка с творчеством брата, с его «восточными» вещами 1910-х годов.
Исполнен спеси и уныния,
Верблюд, угрюм, неразговорчив,
Стоит, насмешкой губы скорчив И, как пустые рукавицы.
Хохлы горба его свисают,
С деньгой серебряной девица Его за повод потрясает.52
В. Хлебников. «Хаджи-Тархан». 1913.
50 Астраханская река, получившая название от рыбы «кутум», которая в ней водилась.
51 Впоследствии Н.О.Коган была ученицей и близкой сотрудницей К.Малевича. Независимо от Веры познакомилась и была дружна с П.В.Митуричем еще задолго до его встречи с Верой.
52 .Хлебников В. «Хаджи-Тархан» // В кн.: Велимир Хлебников. Творения. М., 1986.. С. 249.
24
В рисунках Веры 1916-1920-х годов - покой, ясность. И трагизм в картинах, смятение, скорбь в литературных отрывках, наполненных отзвуками бури, разразившейся в мире.
«Кто беспощадно-суровый наколол на гигантскую булавку мир -этот мир, когда-то певучий и солнечный, разубранный синими морями, лесами малахитовыми, изумрудными и вечерне-пурпурными? ... Кто опьянил его запахом людской крови? И кто Кроткий и Милостивый снимет его, пригвожденного, пока трепещет еще его тело, пока могут еще зажить его раны, пока не истек Он кровью ....»53
Кровью, кровью ли?
Вешними ль розами пьяна Мчится на черном коне С хохотом диким Вояна...
Пир в разгаре... нет убытка в вине!
Подняты дружно чаши с кровью К губам истлевших юношей...5*
«Что-то грозное, великое творится...
Сквозь дикое безумство вырисовываются - чудятся - какие-то твердо-суровые, может, мудрейшие письмена...»55
Литературные фрагменты: «Царь-Тиф», «Бедующие села» «В
тюрьме»...
«Были только: уходящие в сумрак каменные стены с мертвыми углами, высоко темнело пятном квадрата заплетенное, настороженное железом окно... И пол... холодный, каменный: на нем сидело пятеро -двое и трое. Двое - это были рыбаки со взморья, камышового, таящегося взморья - Каспия ... Другие трое: юноша, девушка и старик, их отец, высокий и худой, с лицом сектанта.... Где-то в сумерках потолка сжималось и разжималось тоской неведомое... Давили мертвые углы стен... Был канун нового года. <...>
Никто из пятерых не знал «завтра»... <...> .На другой день юношу увели в другую тюрьму - он был офицер старой армии.
Сестру и отца... выпустили.
А остальных двух, похожих скорее на рыб их взморья, на старый камыш с насторожившимся взглядом тихих ильменей, их... расстреляли. 23/ХИ (1918)»«
В этом коротком рассказе отразились реальные впечатления. Случилось так, что Веру, ее брата Шуру и огца, застав их на островке в дельте Волги, арестовали чекисты, выискивавшие в камышах дезертиров. «Потянулись тягосгныс тюремные дни. В камере Хлебниковы подружились с группой матросов. Однажды ночью, проснувшись, Вера услышала разговор часового с одним из матросов о том, что решено зав-
53 Вера Хлебникова. Автобиографические записки. // В кн.: Вера Хлебникова. Что нужно душе...». С. 90.
54 Указ. соч. С.91.
55 Указ. соч. С. 92.
56 Вера Хлебникова. В тюрьме // В кн.: Вера Хлебникова. Что нужно душе...». С.96-98.
25