а-г
Оглавление
Введение........................................................5
Глава I. Теории и практика реставрации в отечественной
, I
историографии.........................................................10
§1. Вопросы историографии в отечественных исследованиях XVIII-
XIX вв.........................................................10
§2. Проблемы терминологии......................................22
§3. История и теория реставрации в советский и постсоветский
период.........................................................32
Глава II. Предпосылки формирования реставрационной науки в
России................................................................40
§1. Практика поновлеиия памятников монументальной живописи в
древнерусских храмах...........................................40
§3. «Великие реставрации» середины XIX в.....................56
Глава III. Особенности реставрационной практики второй
половины XIX - начала XX вв...........................................72
§1. Масштабные работы по восстановлению храмов в 1880-е гг 72
§2. Открытие подлинной монументальной живописи Древней Руси
конца XIX - начала XX вв.......................................90
Заключение....................................................109
Список использованной литературы..............................115
Приложение I. Словарь терминов................................138
Приложение II. Биографический словарь деятелей русской
церковной археологии и реставрации...................................146
Приложение III. Список иллюстраций. Иллюстрации...............167
4
Введение
Историческое осознание необходимости охраны и консервации памятников культуры и искусства и, прежде всего, открытия их подлинного
I
облика, становится одним из самых актуальных направлений современных искусствоведческих изысканий. В этом отношении история реставрации древнерусской живописи - это не только и не столько история становления русской реставрационной школы, но, в первую очередь, - история открытия и признания самог о искусства Древней Руси.
Древнерусская живопись имела в прошлые века преимущественно религиозное значение. Иконы, фрески, миниатюры в рукописях, лицевое шитье были предметами культа, и, соответственно, религиозный характер древнерусского искусства оказывал прямое влияние на его исторические судьбы и на развитие реставрации. Когда вставал вопрос о сохранении разрушающейся живописи, будь то икона или фреска, главной целью было восстановление тех утраченных качеств, той семантики, без которых не могла осуществляться основная функция церковной живописи как «образа». С точки зрения средневекового реставратора, надлежало сохранить и восстановить не стиль художника, но некую надличную сущность живописи. Соответственно, любое реставрационное воздействие на произведение искусства становилось его обновлением. С XVII века реставрационная актуализация древних произведений стала более радикальной в силу того, что новые эстетические нормы, взращенные на традициях европейского искусства, не позволяли принять художественный язык средневековья.
Несмотря на варварское вторжение поновлений в живописную «ткань» древних икон, мы имеем все же возможность видеть части древнего письма; есть редкие образцы, где под поздними наслоениями олифы и красок обнаруживается фактически нетронутая оригинальная живопись. Что же касается монументальной живописи, то она подвергалась, как правило, тому же разрушительному воздействию, как и большинство древнерусских
16
и планов древней столицы», выходившие в период с 1842 но 1865 гг. Очень много И.М. Снегирев сделал для развития истории русской средневековой живописи. Емкую оценку его творчеству дал М.П. Погодин, близко знавший И.М. Снегирева как человека и исследователя: «Сочинением всех <...> книг и описаний он оказал важные услуги отечественной науке и сообщил много сведений новых, но ему недоставало отчетливости и точности, он не обладал чувством верной критики и не имел способности отличать важное от неважного. <...> По этой причине многочисленными сочинениями и разысканиями Снег ирева должно пользоваться как богатым материалом, но с особенной осторожностью и не употребля й» его показаний для проверки»10.
Еще один палеолог, сделавший очень много для становления науки о древнерусском искусстве, - Иван Петрович Сахаров. Вся его деятельность представляется прежде всего как неустанная работа собирателя, классификатора и издателя. Родившись в семье священника и закончив духовную семинарию в родной Туле, а затем медицинский факультет Московского университета, И.Г1. Сахаров, тем не менее обнаружил подлинные интересы в области истории. Как сыну священника и семинаристу ему были открыты церковные собрания и церковные архивы. В короткий срок И.П. Сахаров накопил огромный материал, который он постепенно публиковал затем в отдельных книгах и периодических изданиях. Одним из важнейших его трудов стали «Исследования о русском иконописании». Они вышли в двух книгах в 1849 году и сразу возбудили живой интерес у любителей русской старины. В «Исследованиях» содержится точное и аргументированное мнение о необходимости истории русского иконописания. Мастера, их произведения, события художественной жизни и литература, связанная с теорией и практикой живописи, должны стать материалом для этой истории. И.П. Сахаров намечает конкретную программу исследований. Это издание иконописного подлинника, составление биографий художников, учет и описание византийских и
10 Погодин М.П. Сочинения. Т. 3. Речи. - М.: Синодальная типография, 1872. С. 504-505.
17
русских икон и иллюстраций в рукописных книгах, обзор старой и новой литературы и письменных источников по иконописанию, исследование техники иконописи и, что немаловажно, изучение стенной живописи.
Капитальный труд И.П. Сахарова наряду с верными замечаниями неизбежно изобилует наукообразными формулировками; следует, однако, отметить, что автор понимал предварительный характер своих заметок11. В его время византийская живопись ценилась невысоко, и в ответ на слова ее порицателей, которые указывали на недостаток перспективы, на отсутствие чередования планов, на блеск золота и на темноту ликов, И.П. Сахаров заявлял: «Не принимаем ли мы иногда жалкое поновление сельского маляра за творческое создание художника?»12, но сам он зачастую попадал в ту же ловушку, принимая живопись XVI и даже XVII века или же поновленные образцы за подлинную живопись XIV-XV вв.
Вторая книга «Исследований» И.П. Сахарова дополнена несколькими приложениями. Немало ценных сведений можно извлечь из «Программы технического учения иконописания», где наряду с практическими советами по обучению иконописцев содержались и правила возобновления древних икон13. «Возобновление» у И.П. Сахарова означает не записывание первоначальной живописи, по ее восстановление: снятие олифы и записей и последующее восполнение попорченных мест «согласно с древним письмом и оригинальностью пошиба» пунктированием либо «густой плавкой красками»1*. Г.И. Вздорнов по этому поводу замечает, что «Исследования» И.П. Сахарова, как и труды его современников, свидетельствуют, что в 1840-х гг. расчистка древних памятников с целью открытия их изначального письма уже имела характер осознанной задачи и подготавливала работы Н.И. Подключникова. С этим можно согласиться, если учесть, что Н.И. Подюпочников занимался расчисткой икон в иконостасах владимирских и
м Барсуков Н Русские палеологи сороковых годов/ И.П. Барсуков. - 016.: тип. В.И. Грацианского, [1880]. С.264.
1? Сахаров И.П. Исследования о русском иконописанни. - М.: Типография Трея, 1849. С. 16.
15 Там же. Приложения. С. 36-37. ы Там же. Приложения. С. 38.
- Київ+380960830922