Ви є тут

Храмы Пскова: проблема сохранения древних традиций зодчества

Автор: 
Шулакова Тамара Васильевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
296712
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................4
ГЛАВА 1. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИОГРАФИИ ПСКОВСКОЙ ШКОЛЫ ЦЕРКОВНОГО ЗОДЧЕСТВА...........................................................12
1.1. Первые нстортско-краеведчсскис описания 1 ккова.......................12
1.2. Роль Петербургской Академии художеств в изучении псковских древностей 14
1.3. Расцвет псковской) краеведения Н.Ф.Окулич-Казарин.....................18
1.4. Дпашвиие годы двадцатого столетия в историографии псковского зодчества.„..19
1.5. Послевоенное восстановление Пскова и открытия археологии................22
1.6. «Золотая пора» реставрации в Пскове. Ю.П.Спегальекпй....................25
1.7. Соврелкшия наука о псковской школе культовой архитектуры..............28
Выводы но I главе..............................................................32
ГЛАВА 2. ЭТАПЫ ГРАДОО POmiülbCTBA СРЕДНЕВЕКОВОГО ПСКОВА И КЛЮЧЕВЫЕ ПАМЯТНИКИ ПСКОВСКОЙ ШКОЛЫ ЦЕРКОВНОГО ЗОДЧЕСТВА.................................................................38
2.1. Псков домонгольский и город Довмонта XIII века. Монастырские соборы. Истоки традиции......................................................40
2.2. XlVcro летне в градостроении культовой архитектуре Пскова.
Поиски и открытия.........................................................47
2.3. «Дом Святой Троицы» - «Богоспасаемый град».............................54
2.4. Храмы XV века -«granl art» псковского искусства........................61
2.5. Псков XVI века. Богатство осознанной традиции........................67
2.6. XVII столетие. От Пскова к Москве....................................88
Выводы по 2 главе. Главные храмо- н і радоеіронгс.тьные уроки средневекового Пскова...........................................
93
ГЛАВА 3 НОВЫЕ ХРАМЫ ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ И ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДРЕВНИХ ТРАДИЦИЙ ЗОДЧЕСТВА.................................100
3.1. Псков XVIII- нач. XX вв. Новые храмы в провинциальном городе....101
3.2. Псков и псковичи к XXI веку (к вопросу о ментальности города)...114
3.3.Совстский Псков в градостроительном и реставрационном аспектах 124
3.4. Современная градостроительная ситуация н проблемы сохранения памятников Псковской земли...........................................131
3.5. Культовое строительство в новой России и за рубежом.............135
3.6. Культовое строительство в Псковской земле.......................137
3.7. Современные храмы Псковской земли...............................140
3.7.1. Свято-Державный Димигровский собор в Гдоне................142
3.7.2. Церковь Святой Троицы в Доможирке «образец и мера» -
для нового храм ос троения.......................................148
3.7.3. Собор Георгия Победоносца в Стругах Красных...............156
3.7.4. Часовня Воскресения Христова (Царская часовня)............159
3.7.5. Часовня Святой Ольги......................................162
3.7.6. Церковь Воскресения Христова в Орлецах....................165
Выводы по 3 главе..........................................................168
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................174
С ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ............................................181
АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
ТОМ 2
34
утверждает, что: 1) в Пскове собственные строительные кадры имелись уже в ХП-Х1ІІ веках; 2) постройки псковских мастеров того времени не уступали новгородским постройкам того же времени; 3) псковская архитектура независима от Новгорода, се приемы складывались уже в приемах каменной крепостной архитектуры [67. С.32-33]. Благодаря исследованиям В.Д.Белецкого. картина псковской архитектуры второй половины XIV в. значительно проясняется. И.К.Лабутна, замечательный псковский историк н археолог, много сделала для характеристики общего развития города, восстановления его средневековой топографии и топонимики [108; 109|.
6. Шестидесятые - семидесятые годы - это и «золотая пора» реставрации в Пскове. В это время здесь работают- выдающиеся подвижники дела восстановления псковских древностей: В.П.Смирнов, Б.С.Скобельцын. М.И.Семенов. С.В.Ямщиков. Особенно много сделал для Пскова Ю.П.Спегапьский. Ученый, архитектор, реставратор, художник, каменщик, основатель самого дела научной реставрации в Пскове, он детально исследовал, обмерил, изучил и спае от гибели многие памятники Пскова. В своих теоретических изысканиях ученый ближе К.К. Романову, когда утверждает, что «черты псковской школы определились уже во второй половине XIV века» [86- 0.35); повышенные ступенчатые своды есіь восстановление домонтльской южной традиции, оригинально разработанной Псковом, и опоченной возведением Тронпкого собора [149. С.87-88). Замечателен вывод всей жизни и творчества Спсгальского о том, псковская школа есть самое творческое явление среди искусства всех русских княжеств [149. С.42-43). Итогом деятельности Спегальского стало целостное представление о городе; практически им был сформулирован основной градостроительный закон Пскова, он касался всех возводимых построек: «Город давал для каждой из них фон и масштаб, вводил в определенное соотношение с другими слагаемыми архитектурною пейзажа. Весь город в целом представлял своего рода произведение искусства, которое создавалось на протяжении сотен лет, но вес же единое целое, где каждая деталь не только жила самостоятельной жизнью, но и входила своеобразной нотой, мелодией в общее звучание целого» [цит. по: 66. С.25), Одним из первых в России ученый выступил с глубоко оригинальным проектом комплексной реставрации, с идеей создания архитектурных заповедников. Значение деятельности Ю.П.Спсгальского вышло далеко за пределы Пскова. Разработанная им в 1945-1947 годах концепция реставрации памятников архитектуры ныне легла в основу федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и стала молельным проект ом сохранения и музссфикации памятников истории и культуры в организме
35
современного города. Закономерно, что эта концепция полностью находится в русле современных принципов и правил ЮНЕСКО.
7. Ближе к современности, шаг за шагом, в изучении псковского зодчества стала заявлять о себе проблема целостного осмысления градостроительных особенностей Пскова. После Ю.П.Спегальского она активно звучит в работах Е.Н. Морозкиной. которая посвящает общим проблемам псковской архитектуры свою диссертацию «Зодчество Пскова как наследие» [122]. Наибольший расцвет псковской архитектуры исследовательница относит XVI веку, в котором сс интересуют именно ансамбли крупных загородных монастырей. В новом фундаментальном четырехтомном кодексе «Русское градостроительное искусство» Г.Я.Мокеев развивает и «разгадывает» здесь (и в других работах) масштабную градостроительную н, в первую очередь, символико-богословскую идею зодчих «Вольного Стольного града» о Пскове как подобии «Небесного Иерусалима» на земле; ученый считает, что псковичи создали одну из «величайших градостроительных Святынь православной Руси» -единственную на земле обитель Бога - «Дом Святой Троицы» [119. С. 394-404]. Важно здесь и обращение к православной символике, и связь архитектурного образа с менгальностью Пскова (когорый всегда осознавал свою роль защитника православной веры на границе с католическим Западом), и богословская фунднрованность темы. С девяностых годов, в преддверии лагы 1100-летия со дня первого упоминания города в летописи специальный архитсктуровсдчсский интерес к Пскову возрастает. Одна за другой выходят монографии Вл.В.Ссдова, посвященные псковской архитектуре XIV-XV вв., а затем и XVI века [142; 143]. В первом исследовании автор сосредоточивается на выяснении вопроса о происхождении и становлении традиции псковской школы зодчества: им проделана огромная работа но изучению псковских храмов, от их нату рного исследования и поисков аналогов до уточнения датировок, уяснения места каждого ю них в общем ряду. Ученым предложена концепция и намечены этапы общей эволюции псковской архитектурной школы, весьма доказательно, после тщательного анализа, представлена типология храмов. Во второй книге глубоко и серьезно рассматривается XVI век. который может быть мрсясгавлен в виде нескольких этапов последовательной борьбы местной городской культуры -как основы феномена псковского зодчества - с культурной интервенцией Москвы. Наиболее значительным вкладом современной науки в изучение псковского зодчества является блистательная монография А.И. Комсча «Каменная летопись древнего Пскова XII - начала XVI в.» [105]. Автор точно и тонко заметил, что своеобразие архитектуры Пскова связано не только с иконографией, «...а с пропорциями форм.