Ви є тут

Народные традиции в современном монументально-декоративном искуcстве Дагестана

Автор: 
Амирбеков Амирбек Сайдибекович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1983
Артикул:
279141
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
ПРОБЛЕМЫ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА В
СВЯЗИ С ТРАДИЦИЯМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА.ПРОБЛЕМАТИКА НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ
§ I.Актуальные проблемы монументально-декоративного искусства.
Современное советское монументальное искусство невозможно себе представить без развития монументально-декоративного искусства. Этот вид искусства, или, по другим определениям, род искусства сегодня один из самых активно функционирующих в системе социалистической культуры СССР.
В последнее время на конференциях и в научной литературе ши -роко обсуждаются теоретические и практические вопросы монументального и монументально-декоративного искусства, проблемы синтеза изобразительных искусств и архитектуры в нашу эпоху, проблемы монументального творчества в архитектуре, при этом обнаруживается, что при разных подходах к существу проблемы терминологически зачастую монументальным искусством называется обобщенно широкий диапазон жанров, которые так же часто называются модументально-декоративными жанрами искусства. И тем не менее остается неоспоримым в науч -ной литературе существование определенного смыслового содержания, вкладываемого в термин "монументально-декоративное искусство".Этот термин, предпочтительнее по ряду причин, обозначает как бы такое направление в монументальном искусстве, в котором преобладает декоративное начало - начало, в котором ясно проступает образно-декоративная художественная пластическая доминанта. Более подробно обо всех терминологических различиях будет сказано в первой главе.
Монументально-декоративное искусство в СССР всегда было ис -кусством, отличающимся величием и значительностью идейного содержания, выражаемого обычно в крупных, масштабных, обобщенных фор -
- 2 -
мах. Произведения монументально-декоративного искусства - архитектурные сооружения, памятники, монументы, уникальные мемориалы, стенные росписи, мозаики, а также дерево, гобелены или ткани для архитектурного пространства, вообще "дизайн среды", создаваемые из разных материалов, подчинены большим общественным и государственным задачам и служат пропаганде и популяризации в широких массах передовых общественных идей.
За последние двадцать лет монументально-декоративное искусство в нашей стране стало важнейшей формой развития творческого потенциала советских художников. Факторы, приведшие к бурному развитию монументального искусства, известны - это процессы урбанизации, огромный размах жилищного и общественного строительства, повышение культурного уровня населения, увеличение роли искусства, народных художественных традиций в духовной жизни людей.
Монументалисты-художники приняли участие во всех общественно-значимых событиях нашей культуры. В целом монументалисты смело и профессионально ярко отразили время в своих работах. Художники обрели своего постоянного зрителя, их работы стали известны за рубежом. Критика постоянно обращает внимание на все то новое, что появляется в произведениях монументального искусства.
"Пожалуй, ни в одном из видов современного искусства не удалось с такой полнотой и силой общественного и эстетического воз -действия выразить дух времени, как в монументальном искусстве”, -- говорится в передовой журнала "Декоративное искусство” 1979 № 3, с.2, об этом же говорилось на У1 съезде художников СССР в Москве в 1983. Именно в этом виде искусства масштабно проявились основные ценностные категории современной эпохи - страстный гуманизм, от -ветственность за судьбы мира, связи с обществом и одновременно вы-
- 23 -
"Кубачинцы и их культура", остающаяся сама по себе памятником творческого подхода к комплексным исследованиям искусства (214). Выходили также работы, постепенно вовлекшие в круг знания монументально-декоративное искусство разных народов Дагестана - аварцев (120), лезгин (12) и других. В историю многонационального искусства СССР постепенно стараниями искусствоведов был введен дагестанский материал, равноправный другим национальным искусствам (82).
Диссертант рассматривал также проблему развития монументальных форм в декоре древних каменных изваяний. Тут у него были предшественники в лице М.Таджиева и М.Мамаева, написавших работу о каменных памятниках Дагестана (173). Огромным вкладом в изучение художественных традиций и школ в камнерезном искусстве, а также в декоративной работе по дереву явились труды П.М.Дебирова. Его три монографии о резьбе по камню (64), по архитектурной резьбе (65), о резьбе по дереву (66) - незаменимая база источниковедческого характера, необходимая для дальнейшего углубленного изучения декора в искусстве Дагестана. Автор проследил, как изменилась форма орнаментики на надгробьях и на архитектурных деревянных деталях в зависимости от эволюции культуры, бытовых норм и функционального освоения нового материала искусства Дагестана.
По археологии Дагестана и Дербента в особенности нами были учтены работы А.А.Кудрявцева (100). Значительным по собранному материалу стал сборник статей "Народное декоративно-прикладное ис -кусство Дагестана и современность", вышедший в Махачкале (137). Результатом исследований Д.М.Магомедова стал альбом "Искусство Дагестана" (110) и Магомедова Д.М. "Профессиональное искусство Дагестана" (109), обе работы были необходимы в процессе составления данного исследования.
Следует указать также на многолетние изыскания в области да-
- 24 -
гестанских древностей и народного искусства А.Ф.Гольдштейна (56,
57) и В.И.Марковина (116-118) и ряда других авторов.
Имеются также публикации по истории и современному состоянию изобразительного искусства Дагестана, что тоже было учтено авто -ром. Наиболее значительными являются работы Н.Т.Воронкиной об истории изобразительного искусства советского Дагестана, выведшая в Махачкале в 1978 г. (47), и издания - книги и альбомы искусство -веда С.М.Червонной, которая постоянно следит за художественной культурой автономных республик страны (201).
Автором также изучен большой фактический материал - произведения монументально-декоративного искусства в конкретной архитектурно-пространственной среде. Причем основное внимание уделялось исследованию современной художественной практики начиная с середины 1960 г., когда впервые проявились сильные и слабые стороны монументального искусства Дагестана. Произведения художников 1960-80-х гг. систематизированы и изучены, исходя из материала и художественно-технических средств реализации этого вида деятельности.
При изучении искусства 1920-30 гг. существенную помощь диссертанту оказали беседа со старыми художниками Дагестана и с народными мастерами, ознакомление с фондами Республиканского Краеведческого музея, а также архива Республики (примечание I)*.
Дагестанское монументальное искусство однако все еще мало исследовано. И для этого существовали объективные затруднения.
Одним из главных среди них является то, что Дагестан - республика этнически многоязыковая, что породило во многом различные традиции и национальные особенности народов, территориально близко
х Примечания даются в конце текста.