2
Оглавление
Введение..........................................................4
Часть I. Скульптурное образование в России на рубеже XIX - XX веков. Проблемы наследия и новаторства....................................27
Глава 1. Художественное образование в России во второй половине XIX - начале XX века. Общие тенденции развития.................27
Глава 2. Скульптурный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества. К проблеме становления.....................46
Глава 3. С.И. Иванов и проблема формирования московской скульптурной школы.............................................57
Глава 4. Скульпту рный класс пореформенной Академии художеств.. 65
Глава 5. Французская школа в судьбах русских скульпторов конца XIX -начала XX века............................................82
Раздел 1. Париж как заключительная стадия скульптурного образования....................................................82
Раздел 2. Стратегия получения образования как фактор самоопределения художника. К творческой биографии М.М. Антокольского и A.C. Голубкиной.......................89
Раздел 3. Московская академия Анны Голубкиной...................102
Глава 6. Творческий метод как модель обучения художника. К проблеме педагогической методики Анны Голубкиной..............110
Часть 11. Творческая практика русских скульпторов рубежной эпохи: проблемы и ведущие тенденции развития.............................124
Глава 1. Основные проблемы развития русской монументальной пластики на рубеже XIX - XX веков.............................124
Глава 2. Стиль как культуроспецефический код....................153
Глава 3. Особенности образного строя русской скульпту ры рубежа XIX -XX веков.....................................................173
Раздел 1. Проблема соотношения визуального и вербального в образном решении академической станковой скульптуры второй половины XIX -начала XX века................................-...............173
Раздел 2. Скульптурный импрессионизм в России. А* проблеме эволюции категории телесности..........................................184
3
Раздел 3. Русская мемориальная пластика рубежной эпохи: традиции и перспективы..................................................216
Глава 4. Эволюция концепции образа в русской скульптуре конца XIX - начала XX века на примере портретирования Л.Н. Толстого 248
Глава 5. Дерево как материал русской скульптуры начала XX века (С.Т. Коненков, A.C. Голубкина, А.Т. Матвеев)................265
Глава 6. Социохудожественный контекст эволюции русской скульптуры конца XIX - начала XX века........................285
Раздел /. Критика и зритель в судьбах русской пластики.........285
Раздел 2. Гендерный аспект в эволюции русской пластики рубежной эпохи........................................................306
Раздел 3. Религиозный сюжет и религиозное чувство в творчестве русских скульпторов рубежа Х1Х-ХХ веков......................320
Заключение.......................................................333
Примечания.......................................................340
Библиография
351
35
педагогические усилия, а старания слушателей приобретали все более заинтересованный характер. Интересно, что в эти же годы подлинный расцвет переживает в Училище пейзажный класс, руководимый А.К. Саврасовым, в то время как в Академии он практически был ликвидирован из-за отсутствия учащихся. В основе нового педагогического метода саврасовского класса лежала работа на натуре, эмоциональное, глубоко личное прочувствование природы будущими художниками.
Программа и структура обучения в МУЖВЗ в целом выстраивалась по академической схеме. Однако важно отметить, что в 1870-е годы в Училище была сформирована своя методика подготовки, согласно которой усердный и талантливый учащийся не отбывал классов, а переводился в более высокий по результатам реализации конкретных заданий, поэтому путь до натурного класса, который и рассматривался как главное место формирования мастера, предельно сокращался. Многие талантливые выпускники порою продолжали свое образование в Академии, где для них были открыты самые высокие звания и перспективы на заграничное пенсионерство. Здесь они, как правило, выделялись своими успехами и продвигались от награды к награде довольно быстро, однако, редко уживались с бюрократическим духом Академии и зачастую покидали ее ради возвращения в МУЖВЗ или самостоятельного продолжения образования за границей.
Общая направленность развития Училища, его ориентация на создание новой национальной школы искусства давала свои результаты к началу 1880-х годов, когда руководство Училища в лице сменившего Трутовского Ю.Ф. Виппера (автора обширного труда по истории МУЖВЗ) готовится к празднованию пятидесятилетия МУЖВЗ, которое так и не состоялось. К юбилейному 1883 году Училище демонстрирует поразительные результаты своего развития. Оно на четверть превосходит Академию по числу учащихся (450 против 380), а финансируется в семнадцать раз хуже (!), то есть
1 VI
существует МУЖВЗ как совершенно самостоятельное учебное заведение . Методы обучения в Училище продолжают развиваться в избранном однажды
36
направлении, а именно, в стремлении активизировать творческое начало в будущем художнике.
Большую роль в развитии этой своеобразной методики играли приобретавшие все больший авторитет ученические выставки. Публичное сопоставление результатов самостоятельной работы молодых художников, неизбежное сравнение с успехами или недостатками произведений товарищей побуждало их к критическому осмыслению избранного пути, поискам новых, порою весьма нетрадиционных средств выразительности, пониманию своих слабых мест и необходимости дальнейшего совершенствования. Но никогда творческий результат не подчинялся оценке сквозь призму незыблемых правил и установок, столь характерных для академической школы. Таким образом, на пороге нового этапа в развитии отечественной художественной культуры Училище со всей очевидностью обретает права первенства, и именно его выпускники, как живописного, скульптурного, так и архитектурного классов станут творческой основой для дальнейшего развития русского изобразительного искусства.
Все разнообразие и богатство опыта, представленного в развитии художественных образовательных учреждений России второй половины XIX века, свидетельствовало о динамичности развития отечественной художественной культуры, о богатстве ее сил, стремившихся закрепить накопленное передачей новым поколениям художников. Структура художественного процесса постоянно усложнялась, творческая жизнь становилась богаче и драматичнее. Для запечатления и осмысления нового этапа исторической эволюции национальной культуры русское искусство должно было располагать хорошо подготовленными кадрами и постоянно обновлять в соответствии с требованиями времени методику их подготовки и арсенал педагогических средств, что и реализуется с немалым успехом. Свидетельством высоких достижений отечественной художественной школы является, прежде всего, огромный авторитет художника в русском обществе второй половины XIX века, высокий уровень общественного резонанса
- Київ+380960830922