Ви є тут

Проблемы живописной декорации венецианских вилл эпохи Возрождения : Вторая половина 16 в.

Автор: 
Игошина Екатерина Петровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275205
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение. Историография 5
I. Источники 16—17 вв. 9
II. Авторы 18—19 вв. о фресках венецианских вилл эпохи Возрождения 15
III. Основные тенденции в историографии первой половины 20 в. 16
IV. Литература о фресковых росписях вилл Венецианской Террафермы после 1952 г. 18
1У.а. Справочные издания 1950—90-х гг. 19
1У.6. Публикации отдельных памятников 21
1У.в. Последние монографии о творчестве Веронезе и Дзелотти 22
IV.г. Проблема синтеза искусств в научной литературе 1960—90-х гг. 23
1У.д. Работы по иконографии 26
Глава 1. Венецианская вилла эпохи Возрождения 34
1.1. Идеал сельской жизни на Терраферме 34
1.2. Основные тендениции в архитектуре венецианских вилл 38
1.3. Скульптура и рельеф в оформлении венецианской виллы 41
1.4. Садово-парковое искусство 43
1.5. Фресковая декорация вилл венецианской Террафермы 45
1.5.1. Фресковая декорация венецианских вилл и её основные источники 46
1.5.2. Основные мастера 47
1.5.3. Фресковые росписи венецианских вилл 15 — первой половины 16 вв. 49
1.5.4. Виллы, расписанные Паоло Веронезе (50-е — начало 60-х гг. 16 в.) 51
3
1.5.5. Росписи Джованни Баттисты Дзелотти и Джованни Антонио Фазоло (50—70-е гг. 16 в.) 53
1.5.6. Работы других мастеров. Фресковые циклы после 70-х гг. 16 в. 54
Глава 2. Проблемы синтеза искусств в декоративном оформлении венецианских вилл эпохи Возрождения 56
2.1. Архитектор и живописец. Проблема участия архитектора в оформлении интерьерного пространства виллы. Оценка архитектором последующих изменений, внесённых живописцем
во внутренний вид сооружения 57
2.2. Иллюзионистическая живопись и архитектоническая структура сооружения 60
2.2.1. Некоторые приёмы иллюзионистической живописи 65
2.2.1.1. Живописная архитектура (квадратура) 66
2.2.1.2. Иллюзионистические пейзажи 68
2.2.1.3. Обманные фигуры 71
2.3. Основные принципы размещения фигурных сцен и декоративных мотивов в интерьере 73
Глава 3. Сюжетно-тематические принципы фресковых росписей венецианских вилл 16 в. 76
3.1. Темы и сюжеты фресковых росписей венецианских вилл 76
3.1.1. Сельскохозяйственная тематика 76
3.1.2. Тема Добродетелей и Пороков 79
3.1.3. Тема Любви и Семейного Счастья 82
3.1.4. Тема Искусств и Девяти Муз 83
3.1.5. Тема Повседневной Жизни на Вилле 85
3.1.6. Тема Прославления Деяний Владельца, его Родственников и Предков 87
26
1У.д. Работы по иконографии.
Наряду с обращением к вопросам синтеза архитектуры и живописи, в научной литературе второй половины 20 в. (начиная с 60-х гг.) можно наблюдать и другую устойчивую тенденцию, а именно — появление статей и целых монографий, уделявших значительное внимание иконографии отдельных загородных фресковых циклов, а также рассматривавших сходную проблематику на уровне обобщённого анализа сюжетнотематических принципов интересующих нас росписей.
Основным предметом работ по иконографии во второй половине 20 в. по-прежнему оставалась роспись Паоло Веронезе в интерьере виллы Барбаро в Мазере. Программа, а также отдельные персонажи этого фрескового цикла получили большое количество новых истолкований. В частности, интересные интерпретации образов этого фрескового цикла были даны Н. Иванофф (1961. 1970 и 1976)65, Р. Коком (1972 и 1990) 66, Д. Льюисом (1980, 1987 и 1990), Л. Крозато Ларшер (1982), И. Джексон Рейст (1985)67 и некоторыми другими исследователями68.
В конце 20 в. иконологическиму анализу стали подвергаться не только фрески внутренних помещений виллы Барбаро, но и такие элементы её декоративного убранства, как скульптурные изваяния парадного двора, рельефная композиция треугольного фронтона, а также статуи и рельефы нимфея, расположенного за южным (садовым) фасадом постройки69.
Помимо этого, во второй половине 20 в. начали появляться исследования (статьи и монографии), частично или полностью посвящённые иконографии некоторых других памятников фресковой росписи на территории Террафермы. В 1970 г. вышла в свет монография Джампаоло Бординьон Фаверо об архитектуре и фресковом оформлении палладианской виллы Эмо в Фандзоло, а в 1972— аналогичное издание, посвящённое загородному ансамблю во Фратта Полезине70. В обеих книгах росписям Джованни Баттисты Дзелотги (вилла Эмо) и Джалло Фьорентино (вилла
27
Бадоер) было отведено по отдельной главе, в каждой из которых содержался их детальный иконологический анализ с определением основных и второстепенных фресковых персонажей и образов.
В конце 70-х гг., после проведения реставрационных работ в интерьере виллы Фоскари в Мальконтента ди Мира, Л. Крозато Ларшер и Г. Б. Тьоццо были опубликованы две статьи, одна из которых являлась своего рода отчётом о проделанной работе (статья главного реставратора виллы Глауко Бенито Тьоццо 1979 г.), в то время как другая (статья Лучаны Крозато Ларшер 1978 г.) рассматривала иконологическую сторону программного оформления виллы71.
Благодаря работам Дианы Джизольфи Пекукас и Уильяма Ририка мы можем судить о несохранившихся фресках виллы Соранца в Тревилле ди Кастельфранко, причём в двух статьях первого автора, помимо реконструкции всей системы декораций, содержался также и тематический разбор росписи, занимавшей четыре помещения виллы, разрушенной в первой четверти 19 в.72 Иконографии фресок палладианской виллы Эмо в Фандзоло посвятили свои исследования Герт ван дер Сман, Аннализа Тессароло и Габриэле Погтендорф73. Архитектурой и иконографией декоративного убранства загородной резиденции семьи Да Порто в Тьене занималась Мануэла Моррези, а внутренним оформлением так называемой «Эолии» виллы Тренто в Костоцца ди Лонгаре— Герт ван дер Сман и Лоредана Оливато74. В монографиях Майи Леманн Якобсен и Петры Шмид-Хартманн речь шла о программных принципах декоративного убранства вилл Годи в Лонедо ди Луго Вичентино и Пойана в Пойана Маджоре (соответственно)75.
Первой работой обобщающего характера стала опубликованная ещё в 1968 г. статья «Иконология венецианской виллы» Бернарда Руппрехта76. В ней немецкий исследователь выделил ряд тем, получивших особое распространение в репертуаре фресковых росписей на территории