Ви є тут

Стилистические тенденции шинуазри в русском искусстве второй половины XVIII века

Автор: 
Ву ЮФанг
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
321016
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Введение.................................................3
2. Глава I. Сведения о Китае в Европе. «Шинуазри» в европейском искусстве XVII - XVIII века................................34
3. Глава И. Китай и Россия: «шинуазри» в России и его восприятие в русской культуре второй половины XVIII века..............84
4. Глава III. Китайские мотивы в оформлении дворцовых интерьеров второй половины XVIII века.....................109
5. Заключение.............................................144
6. Список литературы......................................151
7. Список иллюстраций.....................................175
8. Иллюстрации............................................182
3
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа является попыткой обобщения и анализа изобразительных материалов и литературных источников, относящихся к истории и стилистическим тенденциям “шинуазри” в России второй половины XVIII века.
В этом контексте решение основной задачи диссертации предполагается путем сопоставления элементов трех художественных систем: китайской, европейской и русской. В качестве предмета исследования рассматриваются интерьеры, оформленные в “китайском вкусе”, и произведения, выполненные в “китайском стиле” из собраний тайваньских, российских, китайских и европейских музеев.
Появление “китайского кабинета” в придворной культуре первой половины 18 века тесно связано с модой того времени — увлечением китайским искусством. Ище в начале XVII века Европа познакомилась с китайскими художественными изделиями. Особенно изумила европейцев изящная роспись фарфора. Мотивы росписей нашли отображение во многих видах европейского декоративно-прикладного искусства. Их стали использовать при оформлении комнат в “китайском стиле”, а также в живописи и графике. В результате переплетения элементов стиля рококо и китайского искусства сформировался смешанный стиль, который получил название “шинуазри”. В XVII веке в Европе появились специальные комнаты - кабинеты для хранения произведений “китайского” искусства. Оформленные в “китайском вкусе”, они оказались необходимой принадлежностью европейских дворцов и домов.
23
и зданий в китайском стиле. В статье Г. Г. Гримма, основанной на исторических документах и сохранившихся графических работах, показано каким образом А. Ринальди воспринял и использовал китайские мотивы в своих постройках в “китайском вкусе”.
Однако, ни у Д. А. Кючарианц, ни у Г. Г. Гримма не указывается источник художественной идеи и нет сравнения подлинно китайского оформления с европейским вариантом “шинуазри”. В данной диссертации это позволяет акцентировать внимание на принципах, которыми руководствовался Л. Ринальди при создании архитектурных сооружений и интерьеров, понять, чем отличаются его сооружения от европейского варианта, попытаться определить откуда взяты основные принципы оформления - из Европы, или самого Китая и в конечном счете выяснить как выглядел Китай в XVIII веке с точки зрения иностранцев.
Среди новейших публикаций наиболее значительными являются те, которые посвящены стилю “шинуазри” в прикладном искусстве. В сборнике “Культура и искусство Индии и стран Дальнего Востока” помещена статья М. Н. Кречетовой “Сюжеты росписей китайского фарфора для экспорта в Европу конца XVII XVIII веков”, в которой описываются различные группы сюжетов росписей китайского фарфора: религиозные, портретные
изображения, изображения европейцев, пейзажи и др. (86), однако, предметы исследования были ограничены коллекциями Эрмитажа.
В 1985 году вышла интересная статья Т. В. Кудрявцевой “Дальневосточные влияния в изделиях Императорского фарфорового завода” (88). Автор статьи подробно описывает исторический фон, способствовавший сложению стиля “шинуазри”
24
в России, отмечает, что временные рамки китайского влияния ограничиваются в основном XVIII веком, и что в целом его следует признать менее значительным, чем в дельфтском фаянс и мейсенском фарфоре. Конкретные описания отдельных изделий, выполненных в стиле “шинуазри” даны в статье М. Л. Меньшиковой (103), и Л. И. Шатиловой (160).
Л. И. Шатилова в статье “Серебряный “Ораниенбаумский” сервиз в стиле “Шинуазри, описывает два варианта “шинуазри”, использовавшегося европейцами при имитации китайского стиля. Первый характеризуется изображением фигур в европейской манере, второй ближе к манере исконно китайской. Отметим, что упомянутые выше научные исследования содержат информацию только о конкретных предметах, не касаясь проблемы развития стиля в целом. Авторы статьи “Китайская чашка с золотой крышкой европейской работы из коллекции особой кладовой” О. Г. Костюк и М. Л. Меньшикова (84) также обращают внимание на конкретные признаки оформления предметов, которые представляют собой характерные черты стиля “шинуазри”. Как правило, это подлинное китайское изделие, “доработанное” на европейский манер.
Вопрос о влиянии китайского стиля на оформление парков привлекал внимание многих российских исследователей:
О. С. Евангуловой, Д. С. Лихачева, Д. О. Швидковского,
Н. С. Николаевой (49, 95, 163, 113). В частности, в сообщении Н.С. Николаевой говорится о влиянии китайских мотивов на русские дворцово-парковые ансамбли XVIII века. Автор обращает особое внимание на историю знакомства русских с китайским садом, отмечает, какие особенности выделялись при оформлении русских