2
Содержание
Введение...................................................... 3
Глава 1. День русскою крестьянина.............................11
1. Крестьянская трапеза.......................................12
2. Трудовой день русского крестьянина.........................20
Глава II. Крестьянский год....................................55
1. Трудовой год русского крестьянина..........................55
2. Народы ые праздн ики.......................................71
Глава III. Жизненный цикл крестьянина в зеркале русской
живописи....................................................101
7. Начало жизни (рождение, крестины, первые шаги)...........102
2. Свадьба (венчание)........................................120
3. Обряд прощания............................................130
Заключение..................................................141
Примечания..................................................145
Список литературы............................................155
3
Введение
В период с XVIII до середины XIX века интерес со стороны заказчиков и художников к народной жизни, к национальным традициям и обрядам постоянно возрастал. Живописцев привлекали не только костюмы и жилище крестьян, но также традиции, обряды, составляющие жизненный цикл деревенских жителей, их занятия, развлечения и т.д. Мир крестьян, изображаемый на полотнах мастеров, различен в зависимости от мировоззрения и характера самого автора: от фантастического И.М. Тонкова до реалистичного А.Г. Венецианова, от пасторальноидиллического Ж.-Б. Лепренса до сумрачного И.А. Ерменева. Восприятие мира этими художниками во многом было обусловлено той или иной традицией, на которую они ориентировались, а также, конечно, всем совокупным предшествующим опытом. В работе предполагается охватить все многообразие художественных манер этих и других мастеров, и общим основанием при рассмотрении материала будет отображение жизненного цикла русского крестьянина в тесной связи с универсальными национальными воззрениями, верованиями, обрядами, составлявшими неотъемлемую часть жизни русского человека. Это, в частности, позволит заново оценить явление, получившее общее название «ранний реализм», сложившееся под влиянием тенденции демократизации искусства.
Необходимо отметить, что в первой половине XIX века русское изобразительное искусство достигло достаточно высокого уровня развития, чтобы стать в ряду передовых европейских школ. Большая заслуга в этом принадлежит А.Г. Венецианову, его школе, имевшей целью преодоление канонов академической живописи.
15
Наибольший след в развитии темы крестьянской трапезы в русском искусстве оставил М. Шибанов. Его картина «Крестьянский обед» (1774, ГТГ) изображает крестьянскую семью, собравшуюся около обеденного стола. Согласно мнению исследователя: «Тонко уловлен жест старухи, деловито водружающей на середину стола чашку. Правильно схвачена сосредоточенность позы главы семейства, традиционно расположившегося в «красном углу», под образами. Хлеб нарезается именно так, как это принято было в деревне. Все свидетельствует о подлинном знании бытового уклада изображаемой среды»10.
Трапеза в трактовке Шибанова исполнена внутренней значительности, почти обрядовой торжественности. Пожилая женщина неторопливым движением ставит на стол миску с едой, молодой крестьянин нарезает хлеб. Он ласково смотрит на жену, держащую на руках ребенка. Ее миловидное лицо освещено изнутри выражением материнской нежности и скрытой печали, что придает шибановской героине одухотворенность. «В этом образе с большой душевной теплотой и художественной силой, недоступной никакому другому русскому живописцу XVIII века, Шибанов воплотил поэзию крестьянской жизни и одновременно ее внутренний драматизм, и скрытую горечь»11.
В картине Шибанова фигуры, изображенные почти в натуральную величину, расположены тесной группой, близко друг к другу. Действие вынесено на первый план. Выполненная в красновато-коричневых и золотисто-розовых тонах картина выглядит величественно монументально за счет темноты фона, скрадывающего очертания, растворяющего контуры рисунка. Пространство и светотень у Шибанова, считает Я. Брук, превращаются в одно из основных средств выражения эмоциональности среды.
16
Крестьяне Шибанова - не гротескные, диковинные персонажи. Художник наделяет их чертами глубокой человечности, нравственного достоинства. Его картины утверждают высоту нравственных устоев крестьянской жизни. Он точно следует русским 'традициям в размещении членов семьи за столом в «Крестьянском обеде» и местом и ролью каждого участника в «Празднестве свадебного договора», или «Сговоре» (1777, ГТГ).
Расположение фигур в «Крестьянском обеде» подчинено принципу круговой композиции. Линии силуэтов связывают фигуры в единое целое, ни одна не выходит за незримые замкнутые пределы. Подобное композиционное решение словно утверждает основательность и незыблемость крестьянской семьи, крестьянского порядка жизни и то особое положение, какое извечно занимала в ней женщина. Изображенные предметы, кажутся, наделенными глубоким символическим значением. Деревянная миска с едой, каравай черного хлеба, икона в углу - это почти атрибуты, олицетворяющие первоосновы крестьянской жизни.
Шибанов претворил конкретный бытовой эпизод в обобщенный
образ крестьянской жизни. В его картине отдельная жизненная сцена
утрачивает свой частный характер, включается в общую систему
ценностей, выражающих извечный порядок народной жизни.
Замечательной особенностью шибановского произведения, замечает
Жидков, является то, что художник говорит в нем о бесконечно
близком ему, понятном и родном: «Облекая свой замысел в формы,
отмеченные живописной широтой, он соединяет ее с мерной
плавностью жестов, фигур, величавой замедленностью их движений,
с прекрасным спокойствием образов, то есть с чертами ритмической
стихии, которая с такой полнотой выразила себя в области народного
12
изобразительного мастерства» .
- Київ+380960830922