Ви є тут

Орнаментальное искусство арабов периода средневековья

Автор: 
Аль Сакер Хади АбдульАли
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1984
Артикул:
321020
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение ........................................................ 3
Глава I. Исторические предпосылки развития арабского
орнамента.............................................. 8
1. Орнамент - важный вид искусства арабов ............... 14
2. Возникновение арабского орнамента и развитие
его основных элементов ............................... 21
3. Орнамент как вид декоративного искусства ............. 32
4. Происхождение орнамента от изобразительных
форм.................................................. 44
5. Особое восприятие мусульманским художником объективного мира........................................ 46
Глава П. Высокое декоративное качество арабской письменности и ее большое значение в искусстве (возникновение арабской каллиграфии, ее виды).. 57
Глава Ш. Исследование средневекового арабского орнамента
с художественной точки зрения ........................ 97
1. Закон ритма.......................................... 100
2. Цветовая гамма ...................................... ПО
3. Законы построения композиции (гприх и др.) .... 117
4. Использование орнамента в средневековом искусстве арабов (некоторые области применения) _____________ 124
Заключение .................................................... 134
Список литературы.
Приложение. (Отдельно прилагается альбом цветных и чернобелых фотографий и иллюстраций)
3
Введение
На современном этапе развития искусства арабских стран остро встает вопрос о формах, путях и методах использования культурного наследия прошлого. В искусстве, как и в других областях духовной и материальной деятельности человека, существует неразрывная связь между прошлым и современностью. В этом отношении интересны заметки В.И.Ленина, сделанные на статью Плетнева, где В.И.Ленин иронически относился к ошибочным выводам Плетнева о необходимости создать новую пролетарскую культуру с одними силами пролетариата без помощи уже созданной культуры старого общества*}
Наиболее плодотворными поисками художников являются те, где полнее выявлены черты национального своеобразия. Здесь очень важно понимать, что орнаментальное искусство, независимо от того, когда оно создавалось, в прошлом или настоящем, несет широкую культурную функцию, всегда выходящую за пределы чисто эстетического восприятия. Оно всегда познавательно, в особом качестве своего исторического содержания, национально-психологического и нравственного и поэтому не может быть ограниченным. Это искусство живет в истории; без знания её невозможно понять содержание его образов и язык его форм.
В каждой стране у каждого народа складывались свои традиции и особенности в решении проблемы орнаментального искусства, которые отвечали национальному складу, характеру и образу жизни народа.
Намечая и разрабатывая научные пути развития арабского декоративно-прикладного искусства, мы должны придерживаться жиз-
I) В.И.Ленин о литературе и искусстве. -М., 1979, с.448-458
13
С течением времени создаваемые произведения искусства стали отличаться от первоначальных образцов. Так, в арабском искусстве периода аббасидов исчезло соответствие элементов орнамента и архитектуры. В этот период выдвигается искусство орнаментов и узоров.
Природы новых институтов, пришедших на смену старому, для удовлетворения новых нужд и требований, выдвинутых исламской догмой и появлением новой арабской культуры, стала одной из причин появления имени персонифицированного мастера-создателя в арабском искусстве.
"Отличительными особенностями арабского искусства в области орнамента являются:
- разнообразие видов орнамента
- превосходное знание сочетаемости элементов
- отсутствие изображений человека и животных, особенно на
религиозных постройках и компенсация этого путем применения орна-
I)
ментальных сюжетов, геометрических построении
Мастер арабского искусства, имея дело с реальностью и выделяющимися элементами, избегал натуралистности и в частности объемности изображения, не акцентировал их выделение: он делал изображение плоским. Это качество достигается во всех видах работ по орнаменту в арабском искусстве, со всеми видами материалов, встречается оно и в орнаменте и во всех видах искусства. Многообразие и единство - это одна из важнейших характерных черт, присущих арабскощу искусству и искусству Средней Азии: "Это явление представляет собой разбивку поверхности на пространственные элементы, имеющие раз-
Ар-Рейхави А.К. Арабо-мусульманская архитектура: ее особенности и памятники в Сирии.-Дамаск, 1979, с.25
14
личные геометрические узоры. К ним относятся орнаментальные узоры из растительных элементов или из собственно геометрических узоров"."*
Часто все элементы собраны в одной плоскости пространства.
№ замечаем неожиданный переход от орнаментальных деталей к другим формам от арабесок к округлым геометрическим линиям или к прямолинейному узору ... и т.д.
Мастер арабского искусства, работая с поверхностями, использует их саше незначительные особенности, старается наиболее эффективно выложить данный орнамент, использовать каждый прет для обогащения цветовой гаммы поверхности, использует все естественные преимущества обрабатываемого материала для варьирования орнаментальными узорами, добиваясь их максимальной четкости и последовательности, почти идеальной сочетаемости и эстетической выразительности деталей.
I. Орнамент - важный вид искусства арабов
При рассмотрении такого предмета исследования, как искусство орнамента, представляется необходимым поразмыслить об его простоте и спокойствии, об его художественном значении, не прибегая к обобщениям, не вступая в полемику, ибо на данную тему существует великое множество теорий и толкований, целый мир оценок и критериев, которые стараются разработать и преподать как специалисты, так и дилетанты - не специалисты.
№ не хотим ограничиваться лишь формальной стороной толкования искусства орнамента. № стремимся показать его во взаимодействии с обществом; связь орнамента в эстетическом отношении с окружающей общественной средой, а также исторические корни этого искусства.
I) Альфи-Абу Салих. Мусульманское искусство - источники, философия, школы.-Каир, 1967, с.98