Ви є тут

Папирусная графика древнего Египта : Рисунки на папирусах Книги Мертвых 18-19 династий

Автор: 
Чегодаев Михаил Андреевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271547
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................1
/. «Книга Мертвых» в контексте древнеегипетской заупокойной литературы 9
Генезис иллюстрированных папирусных свитков......................................9
2. История изучения «Книги Мертвых»................................................31
ГЛАВА II................................................................................ 48
/. Папирусная графика. Материал. Мастера. История..................................48
1.1. Папирус в Древнем Египте...................................................48
1.2. Художники -графики. Цена иллюстраций к «Книге Мертвых».....................57
1.3. История иллюстрирования «Книги Мертвых»....................................7)
2. Эволюция папирусной графики.....................................................75
2.1 Критерии датировки..........................................................75
2.2 XVIII династия..............................................................81
2.3 XIX династия................................................................87
ГЛАВА III............................................................................... 94
1. Принципы иллюстрирования папирусных свитков.....................................94
I.!. Главы, не имевшие иллюстрации..............................................94
1.2. Типы виньеток..............................................................95
1.2.1. Полноразмерные виньетки...............................................95
1.2.2. Фризы. 1.2.3. Разорванные фризы.......................................96
1.2.4. Регистры..............................................................97
1.2.5. Типы виньегок. Заключение.............................................98
1.3. Миниатюра............................................................... 99
1.4. Композиция изображений. Блок..............................................102
1.4.1 Фризы.................................................................103
1.4.2. Разорванные фризы....................................................104
1.4.3. Регистры.............................................................105
1.4.4. Полноразмерные виньетки. ............................................106
1.5. Цвет. Палитра и краски папирусной графики....................-............116
1.5.1. Краски...............................................................117
1.5.2. Палитра..............................................................118
1.5.3. Символика цвета......................................................120
1.5.4. Техника росписи папируса.............................................122
ГЛАВА IV................................................................................124
Текст и изображение. Первая книга человечества.................................. 124
1.1. Рисунок и текст...........................................................124
1.1.1. Иероглифика..........................................................125
1.1.2. «Обратное» направление письма........................................127
1.1.3. «Модуль» построения свитка...........................................133
1.1.4. Блок, как «модуль» египетского искусства.............................138
1.1.5. «Родина» папирусной графики..........................................139
1.2. Папирусная графика и стенная живопись.....................................140
1.3. Содержание текста и его иллюстрации.......................................148
1.3.1. Иллюстрация, иллюминация, изобразительный комплемент.................148
1.3.2. Иллюстрации «Выхода в день»..........................................155
ГЛАВА V.................................................................................158
Папирусная графика Позднего времени...............................................158
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................164
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.......................................................................166
БИБЛИОГРАФИЯ............................................................................168
Приложение 1......................................................................188
Введение
Искусство Древнего Египта - важнейший этап в истории мировой культуры - нечасто становилось предметом египтологического исследования. За редкими исключениями об искусстве Древнего Египта писали специалисты, не бывшие одновременно и егип-тологами и искусствоведами. Египтологическое искусствоведение, надо признать, вообще пребывает на периферии египтологии, в первую очередь изучающей язык и историю Древнего Египта. Это тем более парадоксально, поскольку изучение древнеегипетской цивилизации в Новое время из-за закрытости письменных памятников началось именно с памятников искусства*, причем в основном с точки зрения их собственной эстетической ценности. Пока письменные источники молчали, памятники искусства издавались и изучались. Однако вышло так, что начавшееся после дешифровки иероглифического письма бурное развитие египетской филологии отодвинуло на второй план изучение искусства, предоставив его искусствоведам. Искусство - область специфическая, имеющая свои особенности, требующая для изучения специальной подготовки, художественного восприятия его памятников и явлений. Между тем изучение любого древнего искусства, а тем более столь пронизанного магией и религиозной символикой, уходящими в доисторические времена, как египетское, требует еще и специальных знаний о языке, религии, философии и психологии народа, его создавшего1. Ни частные, ни обобщающие суждения
4 К примеру, первая диссертация по египтологии в России (П.Уланов, 1818 г) была посвящена искусству.
1 См. Чегодаев М.Л. Древний Египет: язык и культура. - «Древний Восток: общность и своеобразие культурных традиций» М., 2001. С. 33-51.
человека и о том, что Бог сделал для него и чего от него ждет31. В этой же «Книге» впервые описывается встреча с родными и близкими в ином мире - предвестие 110 главы «Книги Мертвых». На иллюстрациях к «Книге Двух Путей» впервые появляются изображения обитателей иного мира - в первую очередь стражей арит32, вооруженных большими ножами.
На саркофагах с «Книгой двух путей» появляются и ранние изображения Осириса, сидящего на троне. Так на саркофаге Сепи33 мы видим чрезвычайно непривычный образ Осириса, сидящего на троне, полуобернувшегося к зрителю и потому смотрящего анфас34 (Илл. 2). Вся композиция окружена концентрическими овалами, напоминаю-
Факгически же - это самостоятельное произведение, нигде, кроме эль-Берше не встречающееся.
31 См. Демидчик А.Е. Несколько замечаний о «родстве» египтян с божеством. - «Мероэ», вып. № 5, М., 1999, с. 107-126.; Ассмаи Я. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации. М, 1999, с. 253-279.
32 Семь дверей или порталов иного мира - «плотины» у Б.А.Тураева. Изречение 901 «Текстов Саркофагов» упоминает семь дверей гробницы.
33 Каир, Египетский музей, ЗЕ 32868 (= СО 28083).
34 Египтяне как правило изображали людей и богов в профиль и лишь очень немногие персонажи изображались в фас. Связано это с тем, что изображенный на плоскости человек или божество расположен на границе между нашим и иным мирами и принадлежит одновременно этим мирам. Этим объясняется и «египетский» прием изображения как бы распластанной на плоскости фигуры. Изображение служило дверью, через которую изображенный входил и выходил обратно (См. Берлее ОД. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства. М., 1978. с. 17-34). В фас изображалась только нежить -обитатели иного мира, путь которым в наш мир был закрыт. Они находятся целиком в ином мире и только словно через стекло смотрят на нас. Осирис - царь иного мира и принадлежит целиком только ему. В Новом царстве об этом уже забывают.
16
щими мандолу35. Как уже говорилось, текст и карта «Книги Двух Путей» размещались на днище саркофага и оказывались прямо под мумией. Саркофаг представлял собой систему, в которой крышка мыслилась как небо, а днище - как земля, так что покойный как бы двигался непосредственно по путям иного мира. В дальнейшем папирусные свитки старались так же помещать как можно ближе к телу. Хотя «Книга Двух Путей» имела в эпоху Среднего царства только локальное распространение, идеи содержащиеся в ней во времена Нового царства оказались созвучными общему направлению египетской религии. Изречения «Книги Двух Путей» почти целиком вошли в состав «Книги Мертвых», несмотря на фиванское происхождение последней, и распространились по всему Египту. Главы 117-119, 130, 133, 135, 136 а-б, 144, 147 «Книги Мертвых» почти без изменений воспроизводят «Книгу Двух Путей».
С концом Среднего царства, завершением победоносной борьбы с поработителями-гиксосами и образованием «империи» наступает и новый период в развитии религиозной литературы. В эту пору заупокойный культ еще больше «демократизируется» и заупокойные тексты, начертанные теперь на свитках папируса, становятся достоянием почти всех слоев населения. Как и в предыдущую эпоху, складывается свой основной сборник погребальных текстов, заменивший «Тексты Саркофагов» Среднего Царства. Первым примером нового произведения можно считать текст обеих версий 64 главы «Книги Мертвых» на
35 Изображение в мандоле именно владыки царства мертвых возможно подтверждает давнее предположение К.Юнга о том. что мандола - это туннель, ведущий в мир иной, а окруженное сю божество видится как бы сквозь туннель, находится на другом его конце.
17