Ви є тут

Традиции Серебряного века в творчестве, художественной критике и педагогической работе Н.Н. Вышеславцева

Автор: 
Данилова Людмила Алексеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295150
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение .................................................... 4
I. H.H. Вышеславцев - мастер книжной иллюстрации: работы 1920-1940-х годов ............................................ 12
§ I. Многоголосый мир возрождающейся книжной иллюстрации 1920-х годов и его отражение в графике H.H. Вышеславцева ............. 12
1.1. Годы учёбы в России и Франции. Армия. 1918. Работа в изоотделе Наркомпроса. Дом 52 на 11оварской и его обитатели / жизнь московской богемы в первые послереволюционные годы / ..................... 12
1.2. Оживление издательской деятельности в годы НЭПа. 1922. ... 18
1.3. Взаимодействие различных тенденций (модерн, авангард, конструктивизм, реалистическая традиция) в книжной иллюстрации 1920-х годов.Искусство оформления книжной обложки в 1920-е годы. Произведения Вышеславцева: поиски стиля ...................... 22
§ 2. Стилевые черты книжной графики 1930-1940-х годов ......... 45
2.1. Изменение условий работы художника-иллюстратора. Организационная перестройка книжного дела. Образование Союза художников .................................................... 45
2.2. Типы иллюстрируемых изданий, литературные жанры и поэтический язык произведений H.H. Вышеславцева ............... 48
И. Станковая графика H.H. Вышеславцева
62
§ 1. Портрет, его типология, стилистика и поэтика .............. 62
1.1. Серия воображаемых портретов, её просветительское назначение. Анализ произведений и их образное решение ...................... 62
1.2. История создания серии графических портретов H.H. Вышеславцевым; отражение в ней послереволюционных судеб русской интеллигенции .................................................. 63
2. Другие жанры ................................................ 88
III. H.H. Вышеславцев - художественный критик и педагог .... 93
§ 1. Критическое наследие H.H. Вышеславцева .................... 93
1.1. Обзор, классификация и характеристика содержания критический статей художника ............................................... 93
1.2. Взгляды Вышеславцева на эстетические качества современной книги и профессиональные проблемы творчества ................... 96
§ 2. Преподавательская деятельность II.H. Вышеславцева, её
профессиональные и этические уроки ............................ 126
Заключение .................................................... 131
Источники ..................................................... 138
Библиография .................................................. 147
Архивные материалы ............................................ 151
В. Г. Лидин вспоминал: «Было время, когда в Москве существовал ряд книжных лавок писателей, поэтов, деятелей искусств, педагогов, а за прилавками стояли Н. Телешов или Сергей Есенин, литературовед Ю. Айхенвальд или искусствовед Б.Р. Виппер; одним из самых неутомимых посетителей этих лавок был Николай Николаевич Вышеславцев, и я редко встречал художника, так дружившего с книгой не только потому, что время от времени ему приходилось украшать её или
ТО
иллюстрировать: книга была его спутником и вдохновителем» . На протяжении всей жизни Вышеславцев собирал книги, обладал редкой библиотекой, к сожалению, не сохранившейся.
Тем временем в Москве и Ленинграде возникают общества библиофилов. Важной фигурой в 1920-е годы становится знаток книг, который в данной исторической ситуации играет роль хранителя культурных ценностей. Одним из учредителей Ленинградского общества библиофилов (ЛОБ) и какое-то время его председателем был прекрасный знаток книги, художник-график, искусствовед Э.Ф. Голлсрбах, наречённый A.A. Сидоровым «вождём библиофильской рати». К пятилетию ЛОБа, в 1928 году, вышла книга Э.Ф. Голлербаха, рассказывающая о возникновении этого объединения. В 1929 году в Ленинграде появился «Альманах библиофила».
В Москве при Академии художественных наук (ГАХН) и Русском обществе друзей книги (РОДК) была создана особая комиссия, занимавшаяся исследованием современной графики, объединившая любителей и знатоков книги.
30 Лидин В.Г. У художников. М. И. 1972. С. 51-52.
Как отмечал Л.А. Сидоров: «В составе ГАХНа стали работать вначале специальная Полиграфическая секция, затем Библиологический отдел и Комиссия графических искусств. Двухтомник «Книга в России» (1924-1926) издававшейся в те же годы журнал «Г равюра и книга» были не в меньшей мере органами этих отделов ГАХН и РОДК»’1.
A.A. Сидоров писал о восстановлении книжного издательства: «Начало 1920-х годов, после конца гражданской войны, в сфере книжной графики характеризовано временно деятельностью группы кооперативных издательств, продукция которой продолжает в той или иной мере дореволюционное искусство. Мы видим в издательствах этого времени преемственность с «Миром искусства».
Упомянутые издательства выпускали небольшими тиражами книжки, которые в истории советской графики образуют особую, замкнутую в себе группу»32. В возрождении искусства оформления книги важную роль играли носители эстетики эпохи модерна с их опытом и мастерством, унаследованным от «мирискусников». От этих художников шли важные импульсы, направленные на сохранение высокой культуры и профессионального мастерства при создании книги. Именно «Миром искусства» было разработано и теоретически обосновано оформление книги. Мастера, входившие в это объединение, возродили в России книжную графику, возвратили её искусству, создав не только ряд образцовых произведений, но и стройную, последовательную и внутренне-логическую систему образного мышления. Оформление книги воспринималось в строгом декоративно-
?! Сидоров Л.Л. Друг книги - советский библиофил. М., Книга 1981. С. 66.
■’ Сидоров А.Л. Мастера книжной обложки. И.Ф. Рерберг. М. Гизлсгпром 1947. С. 4.