Ви є тут

Батальный класс Академии художеств второй половины XIX века

Автор: 
Плюснина Елена Альбертовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
0
Артикул:
558844
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Плюснина, Елена Альбертовна
Батальный класс Академии художеств второй половины XIX века [Электронный ресурс]: Дис. ... канд.
искусствоведения: 17.00.04 - М.: РГБ, 2005
(Из фондов Российской Государственной Библиотеки)
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
Полный текст:
11^р: //<1±зз . гэ! . ги/с!±зз/02/0286/020286050 .рс1£
Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в фонде РГБ:
Плюснина, Елена Альбертовна
Батальный класс Академии художеств второй половины
XIX века
СПб. Б. г.
Российская государственная библиотека, 2005 год (электронный текст).
сожалению, почти все исследователи никак не сзязывают рассматриваемые произведения с реальной практикой батального класса.
Здесь в первую очередь следует назвать монографии и статьи Д. В. Сарабьянова1^', в которых автор приводит чрезвычайно подробную характеристику бытового жанра 1850 - начала 1860-х годов, отметив наличие двух тенденций - венециановской и фе-дотовской - в ходе его развития в этот период. Среди художников первого направления Сарабьянов традиционно выделяет A.A. Попова - произведения этого ученика Виллевальде, по его словам, представляют повествовательные сцены из жизни простого народа, не лишенные черт идеализациии и проникнутые пафосом бытописательства и этнографизма. Его соученики И.Трутнев и
A.Риццони по аналогии решают сходные задачи соответственно на фоне пейзажа и интерьера. На примере их работ Сарабьянов прослеживает постепенное усиление сюжетной завязки в подобных композициях. К федотовскому направлению Сарабьянов столь же традиционно относит Н.Шильдера и П.Косолапа, которых по заслугам упрекает в дидактизме и демонстративности, театральности и мелодраматизме, однако приветствует появление в их работах критического начала, пусть иногда и прямолинейного, но с заметным социальным оттенком, что было откликом на потребности времени. Если точка зрения Сарабьянова на бытовой жанр середины прошлого века не вызывает никаких возражений, то его представление о батальной живописи этого периода, связанной, по его мнению, с официальной идеологией и заказами
двора и стоявшей далеко от передвижников, видимо, не менялось
с пятидесятых-шестидесятых годов нашего века. Поэтому «подлинная» батальная живопись начинается у Сарабьянова прямо с
B.В.Верещагина, единственный, кого он упоминает из баталистов
середины века, явно недооценив его значение, - это К.Филиппов, по его выражению, всего лишь «несколько обогативший опыт предшественников реалистическими достижениями своего времени»81 .
Проблемам жанровой живописи середины XIX века уделили достаточное внимание и такие серьезные исследователи как Т.К. Горина и М.М.Ракова82, но взгляды их в этой области в принципе не расходятся с точкой зрения Д.В.Сарабьянова, они так же отмечают наличие двух линий, венециановской и федотовской, в ходе развития бытового жанра этого времени, и в качестве характерных примеров приводят произведения соответственно A.A. Попова и П.Косолапа, отмечая влияние на творчество последнего картины В.Якоби «Привал арестантов». Особый интерес вызывает высказанное Гориной наблюдение о том, что новое содержание в работах воспитанников батального класса сочетается с непреодоленными академическими канонами в решении композиции и колорита .
В уже упоминавшемся альбоме «Живопись XVIII - начала XX века из фондов Государственного Русского музея» помещена и статья Г.В.Смирнова, посвященная раннему жанру 1820 - 1850-х годов83. Приведенный в тексте анализ двух работ учеников батального класса - «Солдаты в деревне» А.Шарлеманя и «Семейство бедного художника и покупатель картин» К.Пржецлавского -служит великолепной иллюстрацией к утверждению автора о том, что в 1840 - 1850-е годы в жанровой живописи все определеннее складывается тип картины с развернутым действием и многофигурной композицией, причем от лирико-эмоциональной тональности (как в более раннем полотне Шарлеманя) происходит постепенный переход к картинам общественного звучания. Автор подчеркивает также, что особую убедительность полотну Лржецлав-