Ви є тут

Итальянские сады эпохи Ренессанса : структурная организация и семантика

Автор: 
Козлова Светлана Израилевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2011
Артикул:
302897
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение..............................................................3
Глава I. Предшественники ренессансного сада..........................28
Глава II. Ренессансная концепция итальянского сада (по литературным
источникам XV-XVI веков).............................................52
Глава III. Ренессансный сад Италии и его созерцатель.................81
Глава IV. Сады Тосканы в XV веке и неоплатонический контекст 101
Глава V. Сады Рима XV — первой половины XVI века и античное наследие
126
Глава VI. Придворные сады Феррары...................................161
Гл. VII. Сады маньеризма............................................186
Глава VIII. Сады Венето. «Красота и полезность».....................214
Заключение. Сад и его природное окружение...........................243
Библиография........................................................270
Приложение. Растения сада. Античность. Ренессанс....................312
2
Введение
Как известно, Возрождение составляет величайшую эпоху в развитии человечества, и раньше всего оно возникло в Италии. Возрождение, или Ренессанс, произвел переворот в структуре общества и его сознании. В то время как в Средние века эШсНа с1мпа, или теология,, занимала место на вершине иерархии наук, осеняя собой« все области духовного и материального, главенствующей для Ренессанса становится светская культура. Именно она фокусирует теперь вокруг себя все сферы жизни, от государственного устройства и политики; искусства, литературы, науки, до различных проявлений частной жизни.1 Перевес в человеческом сознании мирской ориентации сказался в сложении' гуманизма, яШсНа Иитапйайз, поставившего в центр* внимания индивидуум* его стремление к свободному познанию, преобразованию мира и гражданскому служению. В Италии Ренессанса были созданы превосходные произведения архитектуры, скульптуры, живописи, литературы, и собственно- в комплексе этих искусств почетное место заняли сады. Они- знаменовали утверждение светского духа, жизнерадостного и праздничного; и были предназначены для нового человека, творца и созерцателя, который по представлениям эпохи воплощал величайшую ценность. В' свете сказанного представляется исключительно важным изучение итальянских садов Ренессанса, позволяющее не только проникнуть в их суть, но и в искусство эпохи в его целостности, в эстетические понятия, кардинальные идеи о природе и человеке, наконец, в культуру того времени.
Можно сказать, сам по себе сад — замечательное явление в истории культуры. Он компонуется из наилучших образцов природы. Для украшения сада выбираются породы и экземпляры растительности, исключительные не только по своей красоте, но и дарующие наслаждение
3
гуманист Пий II, побывавший на ней вместе с Флавио Бьондо в 1461 году: «Примерно в трех милях от Тиволи император Адриан построил великолепную виллу наподобие города. Там еще возвышаются своды храмов и полуразрушенные строения и видны внутренние помещения. Сохранились в руинах и перистили, огромные портики с колоннами, а также бассейны и бани... Но время уносит все. Стены, когда-то завешанные шпалерами-и драпировками с золотыми нитями, ныне увивает лишь плющ. Там, где были покрытые пурпуром императорские сидения, теперь растут вереск и ежевика... Как быстротечно все земное!»5.
В эпоху Ренессанса вилла Адриана стала для итальянцев источником представлений о деталях построения сада и мерилом грандиозности его концепции, перенесенной ими на самые импозантные сады того времени. С середины XV века здесь начинают работать архитекторы, которые1 измеряют и графически фиксируют памятники. Так, дворик фонтанов-с центральным островом зарисовывал сиенец Франческо ди Джорджо Мартини6, Джулиано да Сангалло, строивший для Медичи виллу в Поджо а Кайано, сделал наброски триклиния и гробниц у Виа Тибуртина7; ученик
о
Пинтуриккьо Морто да Фельтре, тщательно, штудировал гроты . Позднее немалое внимание развалинам виллы-уделяли римские мастера Браманте9, Рафаэль, Джулио Романо, Джованни да Удине10, как и вичентинец Андреа Палладио11, занося на бумагу и в свою память архитектурные формы, элементы декора и мотивы планировки.сада. Ренессансное изучение виллы завершат предпринятые на ней масштабные раскопки под руководством Пирро Лигорио, покровительствуемого кардиналом д’Эсте, для которого он создаст В'Тиволи виллу с роскошным парком, используя в нем мраморы с виллы Адриана.
Другая линия в планировке сада, существенная для понимания ландшафтной архитектуры Ренессанса — это средневековые и тречентистские сады. Италия эпохи Ренессанса связана с ними
35
противоречивым отношением преемственности-отторжения. С утверждением христианства сады больше не служат местом свободного и счастливого досуга. Хотя сады и виллы постепенно приходят в упадок, иногда их используют под монастыри, и если монастырь можно назвать «академией» по примеру античных философских содружеств, то это «академия», где, отказавшись от мирских благ, предаются святым помыслам. В христианской идее о назначении человека в мире сад представляет одно из ключевых значений. Эдем - та идеальная природа, где жили прародители, обладавшие всей полнотой совершенства. Вследствие грехопадения Адам и Ева утратили его и покинули Эдем; отныне все человечество обречено в труде и муках стремиться вновь обрести этот счастливый сад. Итогом земного пути человека могут стать Небеса праведников, которые символически отождествляли с садом. Именно в саду произошло Воскресение Христа и явление его Марии Магдалине - этот образ призван вселять в верующего надежду на возможность вернуться в утраченный Рай.
В Средние века местом исключительным, ведущим по дороге спасения, представлялся монастырь с садом внутри. Сад олицетворял здесь Рай. Будучи особым, духовным пространством, он был отделен от мира как бы двойной преградой - стенами монастыря и ограждением внутри него. Глухо замкнутый сад - это ЬогЬю сопскгсдо, или «запертый сад», используя определение из Песни Песней (4:12),. которую в Средние века толковали, как известно, в мистико-аллегорическом духе. Ясная геометрическая схема в распределении элементов сада и красота природы создавали атмосферу религиозного созерцания. Преобразованию чувственного в умозрительное способствовала символика целого и каждой малой детали. Сад имел квадратную или прямоугольную форму, центр акцентировал фонтан, колодец или дерево, от этой точки крестообразно расходились четыре дорожки. В образовавшихся квадратах размещали