Ви є тут

Архитектура Черновиц XIX - первой половины XX века : Исследование стилистических особенностей архитектуры города и процесса её стилевой эволюции

Автор: 
Беленкова Светлана Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
275237
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ТОМ 1. Текст диссертации
ВВЕДЕНИЕ.........................................................4
ГЛАВА I. АРХИТЕКТУРА ЧЕРНОВИЦ XIX ВЕКА..........................17
§ 1. Памятники архитектуры Черновиц эпохи классицизма: их художественно-стилистические особенности и их градообразующая роль 17
§ 2. Архитектура Черновиц второй половины XIX века: краткий очерк
градостроительного развития города и типологии зданий...........26
§ 3. Стилевые тенденции и направления архитектуры второй половины
XIX века .......................................................33
«Запоздалый классицизм» и «классицизирующая эклектика»..........35
«Неоренессанс»..................................................42
«Необарокко»....................................................54
«Неоготика» и другие стилевые тенденции в архитектуре храмов 61
§ 4. Ансамбль Резиденции буковинских митрополитов...............68
ГЛАВА П. АРХИТЕКТУРА ЧЕРНОВИЦ НАЧАЛА XX ВЕКА (1900 -
1914 гг.).......................................................79
§ 1. Город на рубеже веков: очерк градостроительного развития и
типологии зданий................................................80
§ 2. Начало «нового стиля»..................................... 96
§ 3. Ранняя стадия модерна: «флоральный стиль» и его связь с эстетикой
символизма.....................................................105
§ 4. Новое композиционное осмысление структурных элементов
зданий.........................................................120
§ 5. Использование новых строительных и отделочных материалов 130
§ 6. Национальные и региональные варианты стиля................139
§ 7. Ретроспективная неоклассика, «модернизированная неоклассика» и
«классицизированный модерн»....................................163
§ 8. На пути к «грядущим 1920-м»: «поздний югендстиль» -«рациональный модерн».........................................175.
3
ГЛАВА П1. АРХИТЕКТУРА ЧЕРНОВИЦ 1920-Х - 1930-Х ГОДОВ...185 § 1. Очерк градостроительного развития Черновиц в 1920 -х - 1930-х
годах........................................................187
§ 2. Стилевые тенденции и направления в архитектуре Черновиц 1920-х -
1930-х годов.................................................202
Продолжение традиций модерна.................................203
«Ар деко»....................................................205
Функционализм................................................209
Официозная неоклассика.......................................213
Национальные варианты стиля..................................215
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................224
Выводы по главе 1............................................224
Выводы по главе II...........................................229
Выводы по главе III.........................................236.
Итоговые выводы..............................................240
ПОСЛЕСЛОВИЕ:
Архитектура Черновиц XIX - первой половины XX вв. как объект
национального культурного наследия Украины...................241
ПРИМЕЧАНИЯ...................................................253
Примечания к введению........................................253
Примечания к главе 1.........................................253
Примечания к главе II........................................261
Примечания к главе III.......................................270
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Библиографический обзор историко- краеведческой литературы,
посвященной Черновцам........................................274
СПИСОК использованной литературы.............................287
ТОМ II. Альбом иллюстраций - 160 таблиц
49
Рядом с рассмотренным «неоренессансным» дворцом на улице Русской стоит одноэтажный особняк (улица Русская, дом № 15), в котором жил известный общественный деятель Владимир Залозецкий (таблица 25, илл. 1), построенный в конце XIX века (он хорошо виден на фотографии 1899 года (таблица 11, илл.5).
Дом Залозецкого демонстрирует тот вариант «безордерной» разновидности «неоренессанса», который стал очень популярен в архитектуре небольших одноэтажных особняков.
Дом Залозецкого привлекает очень высоким мастерством исполнения лепной отделки. Интересная особенность композиции фасада - ритм оконных проёмов (очевидно, продиктованный внутренней планировкой дома). Архитектор проявил поистинс виртуозное мастерство, то располагая окна по одному, то объединяя их с соседними глухими нишами очень своеобразными, удлинёнными общими наличниками. Он соединил глухие ниши и оконные проёмы по три: то по формуле «окно-ниша-окно», то по формуле «ниша-окно-ниша», остроумно решая возникшую непростую профессиональную задачу.
Подобный приём композиционного объединения соседних оконных приёмов получил в Черновцах довольно значительное распространение - особенно в архитектурных решениях фасадов одноэтажных особняков. Очевидно, этим приёмом стремились укрупнить масштаб небольших зданий, сделать их облик более репрезентативным, а застройку улиц более разнообразной по ритму архитектурных членений. Характерными примерами могут служить и дома, приведённые на таблицах 25 и 26. В числе лучших образцов такого объединения соседних оконных проёмов в очень выразительную композицию - фасад дома № 13 по улице Шептицкого: его удлинённый сандрик мастерски скомпонован из двух очень красиво нарисованных волют (таблица 25, илл. 3)
50
Другие варианты композиционного объединения оконных проёмов общим наличником (боковые окна второго этажа) и накладным портиком из трёхчетвертных колонн и пилястр демонстрирует фасад дома № 9 по улице Ватутина (таблица 25, илл. 4).
Своеобразный «микроансамбль» из одноэтажных особняков с неоренессансными фасадами можно увидеть на улице Сковороды (дома №11, №13, №15). Это один из самых очаровательных уголков старых Черновиц (таблица 14, илл. 4 и таблица 25, илл. 2). В этих особняках также использован приём, аналогичный тому, который мы видели в доме № 15 по улице Русской: оконные наличники сделаны то «солирующими», то объединяющими по два окна в одну композицию.
Подобных примеров на улицах Черновиц можно найти очень много (таблица 26).
Вполне закономерным оказывается вывод о том, то приём композиционного объединения соседних оконных проёмов стал характерной особенностью творческого «почерка» черновицких строителей и мастеров-отделочников, работавших во второй половине XIX века. Этот приём, родившийся еще в позднем классицизме середины XIX века, очевидно, полюбился заказчикам-домовладельцам. Он перейдёт и в архитектуру последующих периодов и будет встречаться в отделке черновицких домов не только в эпоху модерна, но даже и в некоторых зданиях «румынского периода».
Стилизаторский «неоренессанс» нашел широкое применение и в архитектуре общественных зданий разных типов - учебных, административных и др.
В числе первых и весьма удачных примеров - здание бывшего Промышленного музея (ныне в нём размещается Черновицкое отделение Укрсоцбанка), построенное в 1885 году (архитекторы К.Ромшторфер и
Э.Кольбенгайер) [29]. Выходя своими фасадами на три улицы (современные улицы Ивана Франко, Мицкевича и Ватутина), здание