ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................... 4
ГЛАВА 1. АРХИТЕКТУРНАЯ КОЛОРИСТИКА - НАУКА О ЦВЕТЕ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА....................................... 17
1.1 Научное цветоведение - совокупность наук, изучающих природу цвета......................................................... 17
1.2. Цвет в архитектуре города и культурно - историческое наследие 22
1.3 Системы цветовых сочетаний объектов архитектуры, ее субъективный и объективный аспект в искусстве.............................. 28
1.4 Особенности формирования цвета и формы в архитектуре. Характер развития цветовой культуры.................................... 42
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ В АРХИТЕКТУРЕ И ИСКУССТВЕ, ИХ ОСОБЕННОСТИ В АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЯХ (на примерах работ мастеров XX века)............................................. 50
2.1 Принцип природного цветового контекста в формировании объектов городского пространства....................................... 57
2.2 Принцип развития цветового потенциала исторического наследия, его интерпретация в современных условиях XX века.................. 59
2.3 Принцип взаимодействия системы цветовых сочетаний в архитектуре города: «цвет- предмет- пространство- знак - образ» и её функционально -
пространственные характеристики............................... 73
2.4 Творческая индивидуальность мастеров архитектуры и искусства XX века, их роль в развитии архитектурной колористики............ 86
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В АРХИТЕКТУРНОЙ КОЛОРИСТИКЕ И ИХ РАЗВИТИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ............................... 100
3.1 Развитие чувства колоризма в образном познании и образном мышлении архитектора......................................... 102
3.2 Освоение принципов цветового пластического формообразования архитектуры мастеров XX века................................. 110
3.3 Колористика и новые технологии в архитектурно- художественной практике..................................................... 113
3.4 Комплексный подход цветового моделирования - научное видение в формировании целостного цветового бассейна архитектурного ландшафта.................................................... 129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................ 151
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ...................... 154
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.................. 155
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ..................... 176
ИЛЛЮСТРАЦИИ............................... 180
ПРИЛОЖЕНИЯ................................ 214
3
ВВЕДЕНИЕ
«Только вследствие незнания того, как природа объединяет цвета, колорит в живописи остаётся для всех времён загадкой »
В. Хогарт (Хогарт В. Анализ красоты. М.-Л.,
1958, с.218)
В словах английского мастера живописи В.Хогарта как нельзя лучше отражается развитие реалистического подхода и вера во всеобъемлющее значение естественнонаучных знаний. Однако, знание того, как природа объединяет разные цвета, не может открыть само но себе тайны колорита. Изучение природных форм и цветовых гармоний позволяет лучше понять и полнее использовать возможности цвета. Цвет всегда связан с предметом. Понятие колорита многогранно и связано с вопросами оптики, физиологии ощущения, оно включает цветокультурные представления общества, экологии, медицины, кибернетики, архитектуры, градостроительства, объединяет знания цветовой гармонии, цветовых предпочтений, цветового языка, формирует представление о пространственном выражении, эстетическом и духовном содержании архитектуры или произведения изобразительного искусства.
Архитектурно-художественная и градостроительная деятельность нуждается во всестороннем использовании цвета — носителя смысловой, эмоциональной и эстетической информации, знания особенностей его восприятия в пространстве, формообразующего действия, семантики, его роли в создании художественного образа архитектурного произведения, района, города. Проектирование колористики города целесообразно включать в общую систему художественного и архитектурно-градостроительного проектирования и рассматривать с точки зрения этой системы как целостное объемнопространственное и цветовое проектирование, как целостное архитектурно-художественное произведение.
4
значение цветовых сочетаний для жизнедеятельности человека возрастает по мере концентрации городских процессов, интенсификации использования городского пространства, его многофункциональности. Цветовая среда воздействует на окружение: снижает или повышает ценность природной полихромии, нейтрализует или активизирует социально-культурные процессы, зрительно затушевывает или выявляет материально-пространственную основу среды, тормозит процесс художественного освоения городского пространства или способствует ему.
Архитектурно - художественное произведение всегда задумывается как часть большого, как часть некоторой ситуации. Цвет всегда изменчив, мимолетен, он никогда не бывает изолированным и поэтому всегда воспринимается в совокупностях, образующих определенные гармонии. Один и тот же цвет, обладающий определенными физическими характеристиками, вызывает различные ощущения, во многом зависящие от того, кому они принадлежат. Эта точка зрения французского колориста М.Альбер-Ванеля вполне отвечает сути среднего подхода к познанию городского окружения. Он предполагает существование целостной цветной среды, состоящей из множества цветовых элементов, объединенных структурно и содержательно, формируемых на основе средового подхода, т.е. сочетания пространственных и социальных требований.
Для определения факторов, формирующих колористику города, необходимо следующее. Во-первых, знать основные составляющие колористики: связи и конструкции цветовых масс, цветовую палитру, меру подвижности структуры и ее хроматического содержания в пространстве и времени. Во-вторых, выявить характер зависимости основных составляющих колористики от факторов, их определяющих. Так, например, связи и конструкция цветовых масс города зависит от планировочной структуры и пространственной организации города, от формы и объемно-пространственного построения, от функциональной наполненности градостроительной формы. Цветовая палитра колористики зависит от природных и искусственных цветов, цвета строительных материалов, цветовой культуры жителей. Подвижность колористики города связана с
23
подвижностью природной полихромии, изменениями городской среды, развитием цветовой культуры, особенностями восприятия.
Полихромия природного окружения отличается особенной цветодинамикой. Сезонные и суточные циклы, солнечное сияние, температурные режимы, морфологические особенности территории, а также экологическая обстановка природы, ее чистота и степень загрязненности определяют цветовое состояние атмосферы, флоры, почвы, осадков. Поэтому, по мере уменьшения удельного веса естественных цветоноситслей, их истощения или уничтожения, с развитием урбанизации, динамичность цветовой среды города снижается.
Цветовая гамма города обусловливается четырьмя факторами: природно-климатическими условиями, структурой города, исторической архитектурной полихромией и цветовой культурой общества, природными и искусственными материалами. Целесообразно рассматривать совокупность факторов как целостность, вызывающую колористику определенного звучания и динамичности. Значение каждого фактора для формирования колористики конкретного города определяет степень его влияния. Именно это обстоятельство гарантирует появление в каждом городе неповторимой колористики.
- Природно-климатические условия как основополагающий фактор в формировании колористики - фактор всеобъемлющий, влияющий не только непосредственно (в качестве цвстоносителя), но и опосредовано (обуславливает архитектурную полихромию), через структуру города и цветовую культуру, которые в известной мере сами по себе являются продуктами природного воздействия. Природно-климатическая обусловленность архитектурной полихромии показывает цветовые взаимосвязи, относительно целостного архитектурно-природного ландшафта.
Существует целый ряд объективных обстоятельств, которые, так или иначе, влияют на цветонространственное поле, а следовательно, и на человека. Во-первых, люди, постоянно находящиеся в урбанизированной среде, постепенно теряют связь с природным окружением. В крупном городе сглаживаются
24
- Київ+380960830922