Ви є тут

Русский академический учебный рисунок : XVIII - начало XX века

Автор: 
Бабияк Вячеслав Вячеславович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2005
Артикул:
321007
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................4—19
ГЛАВА 1 ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ
1.1 Понятие “художественная школа” и её теоретическое моделирова-
ние................................................20—51
1.2 Традиционализм и новаторство художественной школы и их влияние на
учебный рисунок....................................51—69
ГЛАВА 2 ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА УЧЕБНОГО РИСУНКА XVIII — НАЧАЛА XIX ВЕКА
2.1 1750—1790-е годы. Становление русской академической художественной
школы времени «мечтательных патриотов»..............70—91
2.2 Конец 1790-х —1800-е годы. Расцвет академической школы учебного ри-
сунка..............................................92—120
ГЛАВА 3 АКАДЕМИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ РИСУНОК 1810—1840-х ГОДОВ
3.1 1810—1820-е годы. Эпоха последних «романтиков» русского академиче-
ского рисунка....................................121—150
3.2 Академические реформы 1830 и 1840 годов. Педагогическая деятельность
К.П.Брюллова.....................................150—170
ГЛАВА 4 АКАДЕМИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ РИСУНОК СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
4.1 1850—1860-е годы. Школа академического рисунка периода смены педа-
гогических поколений. Реформа 1859 года..........171—198
4.2 1870—1880-е годы. Кризис академической системы. «Чиновный акаде-
мизм» и школа рисунка П.П.Чистякова..............198—220
ГЛАВА 5 АКАДЕМИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ РИСУНОК КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА
5.1 1890—1900-е годы. Академическая художественная школа эпохи «напряжённого антагонизма». Реформа 1893 года...............221—246
2
5.2 1910-с годы. Неоклассицизм в учебном рисунке. «Академия» Д.Н.Кардов-
ского 246—270
ГЛАВА 6 АКАДЕМИЧЕСКИЙ УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РИСУ-
НОК
6.1 Рисуночный этюд — натурная разновидность учебно-] вспомогательной
уникальной графики 271—289
6.2 Сюжетно-тематический рисуночный эскиз — композиционная разновид-
ность учебно-вспомогательной уникальной графики 289—309
ГЛАВА 7 ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ УЧЕБНОГО РИСУНКА
7.1 Особенности восприятия и изображение предмета в учебном рисун-
ке 310—340
7.2 Факторы художественности учебного рисунка 340—361
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 362—370
ПРИМЕЧАНИЯ 373—543
АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ 544—547
БИБЛИОГРАФИЯ 548—591
ИСТОЧНИКИ ШТЕВГЛЕТ 592—601
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 602—603
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 606—611
ИЛЛЮСТРАЦИИ 612—729
СПИСОК СХЕМ 730
СХЕМЫ 731—740
© Бабияк В.В., 2005
большинство приглашаемых за изрядную плату преподавателей-иностранцев по-русски не изъяснялись, да и особо к тому не стремились53. «Галломания» как обустройства быта российского дворянства второй половины XVIII века, так и вообще культуросферы того времени оказалась, своего рода, знамением эпохи.
Почин И.И.Шувалова, воспользовавшегося нереализованнным проектом создания Академии, разработанным ещё в 1727 году Луи Каравакком, поддержал М.В.Ломоносов, осуществлявший подготовку необходимой документации. И вот Сенат вынес решение: «Означенную Академию художеств здесь в С.-Петербурге утвердить». Поначалу Академия была приписана к Московскому университету, но располагалась в Санкт-Петербурге, в доме её первого президента И.И.Шувалова, а затем в других зданиях.
На торжественном открытии Академии трёх знатнейших художеств поэт А.П.Сумароков призывал: «Первая должность упражняющихся в сих хитростях есть изображение истории своего отечества и великих в оном людей...»54.
Санкт-Петербургская Академия художеств, учреждённая указом Правительствующего Сената 6 ноября (по юлианскому календарю — 17 ноября) 1757 года, явилась и порождением, и приметой времени, выразителем и пропагандистом российской государственности55. «Одной из главных задач Академии художеств, — пишет М.С.Каган, — было утверждение классицизма как государственного стиля; на этих принципах основывалась вся педагогическая система: их теоретическое обоснование осуществляли, опираясь на труды французских эстетиков, Урванов, Чекалевский, Иванов...»56.
3 марта 1763 года указ Екатерины II Академию художеств «совсем от университета отстранить» придал учебному заведению самостоятельность. Тогда же был освобождён от президентства и Шувалов. 7 марта президентом назначается И.И.Бецкой. 4 ноября императрица пожаловала Академии «Привилегию и Устав». Устав определял систему занятий и внутренний распорядок, Привилегии — социальный статус художника, освобождение от податей и воинской службы и получение по окончании учёбы гражданского чина.
7 июля 1765 года в присутствии императрицы, наследника престола Великого князя Павла Петровича, официальных лиц, представителей дипломатических миссий, русских и зарубежных художников, учеников-академистов состоялись торжества по случаю закладки здания Академии художеств. О торжествах информировали и важнейшие академии Европы: парижскую, болонскую, флорентийскую, пармскую, датскую и мадридскую...57.
Постройка здания Императорской Академии художеств, начатая в 1764 году, длилась довольно долго — до конца 1780-х годов. Но это не сказывалось
го
на результатах подготовки учеников, хотя и затрудняло сам процесс обучения .
Царица нечасто посещала Академию, тем не менее, для её визитов на первом этаже была обустроена декорированная золочёной барочной резьбой и зеркалами небольшая комната отдыха. Вскоре от политики показного либерализма Екатерины II, ещё недавно демонстрировавшей просвещенной Европе свои духовные связи с Вольтером и Дидро, не осталось и следа. Французская революция 1789 года вкупе с не так давно прокатившимся по России восстанием «маркиза» Пугачева, как насмешливо нарекла его императрица, да «крамольные» сочинения Л. Н. Радищева изрядно обеспокоили власть, заставив ещё недавно галантный XVIII век поубавить свобод и вольностей, особенно в искусствах массовых — литературе и изобразительном искусстве.
При императоре Павле I бывшая в поле пристального внимания императорского дома Академия художеств попала под особый контроль, впрочем, могущий быть названным заботливым, хотя забота эта, в силу непредсказуемости императора, порой приводила к скоропалительным решениям59. В среде профессуры не обошлось без характерного для сходных исторических ситуаций и державных притязаний расслоения. Образно говоря, мир жрецов «Минервы, коронующей художества и науки», скульптурная группа которой ныне вновь венчает купол Академии, разделился, объединив одних в оппозиционном официальному руководству борении за свободоволие искусства, а других — в послушании и соглашательстве. Несколько поспешных руководящих назначений лишь усугубили ситуацию. Академии грозило постепенное сползание в разряд