ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................5
Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ПРИНЦИПОВ РЕСТАВРАЦИИ.................................................18
1.1. История реставрационного дела в России...............18
1.1.1. Дореволюционный период............................18
1.1.2. Советский период..................................26
1.2. Особенности зарубежного опыта реставрации...........33
1.3. Дискуссии о пределах допустимою вмешательства.......37
1.3.3. Вопрос об удалении поздних записей.................51
Выводы...................................................56
Глава И. ОПЫТ НИИР ПО РАЗРАБОТКЕ НАУЧНЫХ МЕТОДОВ РЕСТАВРАЦИИ.........................................59
П.1. Технология реализации принципа минимального
вмешательства.............................................59
11.1.1. Необходимость микроскопного контроля.............59
Н.1.2. Оборудование рабочего места реставратора..........64
Н.1.3. Опыт научного документирования....................67
И.1.4. Техническое обеспечение сохранности памятников 71
Н.2. Методы укрепления позолоты деревянных
иконостасов..............................................75
И.З. Методика реставрации станковой живописи.............79
И.3.1. Укрепление доски и грунта икон....................79
И.3.2. Очистка поверхности икон от загрязнений...........84
И.З.З. Расчистка красочного слоя.........................89
11.4. Методика консервации настенной живописи............96
П.4.1. Удаление поверхностных загрязнений................97
П.4.2. Определение свойств укрепляющих материалов 102
Н.4.3. Укрепление росписей..............................108
Выоды...................................................110
3
Глава III. ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ РЕСТАВРАЦИИ В НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИИР.......................................112
III. 1. Исследования иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря......................112
111.1.1. Основные особенности иконостаса.............112
111.1.2. История поновлений икон.....................119
111.1.3. Технические особенности икон................122
III.2. Исследования настенной живописи в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря...........130
111.2.1. Дискуссии о фресках Дионисия................130
111.2.2. Изучение состава красочного слоя............140
111.2.3. Факторы повреждений живописи................147
111.3. Опыт экспертизы памятников древнерусского
искусства............................................158
Выводы...............................................167
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................169
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..........................177
4
Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ПРИНЦИПОВ
РЕСТАВРАЦИИ.
1.1. История реставрационного дела в России.
1.1.1. Дореволюционный период
Современные представления о целях и задачах реставрации складывались постепенно. Истоки их кроются в далеком прошлом, как и различные приемы, которые отрабатывались десятилетиями.
Отношение к утратам живописи на древних иконах и поиски путей к их устранению определялись точкой зрения эпохи на смысл и ценность произведения искусства. Периодизация истории реставрационного дела не предполагает полной и повсеместной смены его принципов и методов, начиная с «некоторой даты». Хронологические рамки каждого периода могут быть приняты лишь условно, так как новые идеи долго не могли полностью вытеснить старые традиции.
Первый период — церковной реставрации. Согласно историческим свидетельствам, самая ранняя дата произведенной в России реставрации — 1237 год; она коснулась прославленной иконы Владимирской Богоматери. Существует предание, что «обновлением» старых икон занимался еще легендарный киевский живописец Алимпий Печерский. Постепенно были найдены первые технические средства, появились первые мастера, которые чаще всего передавали тайны своего искусства по наследству. По свидетельству источников XVIII в., потемневшую олифную пленку иногда смывали каким-либо едким составом (например, щелоком — «золой едучей»). При этом неизбежно возникали повреждения красочного слоя, отчего появлялась необходимость перекрыть древнее изображение более или менее плотным слоем но-
18
вой живописи - в духе своею времени. Это тем более относится к записям, которые наносились на поверхность иконы без предварительного удаления олифной пленки.
О риске, с которым были связаны подобные промывки, можно судить по их описанию в известном тексте «Ерминия» Дионисия из Фурны: «Когда хочешь промыть старые иконы, то наперед влей воду в большое корыто, в котором икона могла бы поместиться под водою, потом положи ее туда и, взяв тепловатой золы и посыпав ее на изображение, протирай оное большою щетинною кистию, одинаковой величины с теми кистями, кои употребляются для грунтования икон; но, протирая образ, смотри, как бы не слезли краски; ибо крепкая зола съедает не одни пятна, но и бак. Посему будь внимателен и не мой всей иконы в один прием, а понемногу, дабы не испортить ее. ...Когда икона очистится, и где-нибудь сойдут с нея краски, то наведи их вновь в покрой всю ее лаком. Тогда она будет как новая».11
На протяжении целых столетий такая практика «поновления» русских икон была прочно установившейся традицией.
Один из наиболее тяжелых видов повреждения иконы — полная утрата какой-либо ее существенной детали, например, части доски (а, следовательно, и части изображения). С повреждениями такого рода было особенно трудно мириться, если уцелевшие части живописи хорошо сохранились. Древнерусские иконописцы-реставраторы, не задумываясь, к старым частям доски приделывали новые, писали на них недостающие фигуры или их части и таким способом «восстанавливали утраченное целое». Наглядным образцом по-
11 Ерминия, или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиопгом. 1701-1733 1г. // Труды Киевской духовной академии». 1868, февраль.
19
- Київ+380960830922