Ви є тут

Изображение мифических животных в художественной резьбе синтоистских храмов XVII века : На примере храма Тосё-гу

Автор: 
Спиридонов Глеб Борисович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273806
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................3
Глава I. Храм Тосёчу как воплощение художественны ж традиций синтоизма
Часть 1. Синтоизм и стили храмовой архитектуры......................36
Часть 2. Усыпальница Гокугава Иэясу как воплощение синзоистских традиций японского искусства первой половины XVII столетия..........50
Глава II. Мифические животные в художественной резьбе храма Тосе-гу
Часть 1. Мифологическая основа пластических произведений храмового комш1екса ..........................................................59
Часть 2. Иконографические и стилистические особенности рельефных изображений.........................................................63
Часть 3. Эволюция скульптурных форм в первой половине XVII столетия и место «никковской скульптуры» в истории синтоистской деревянной пластики Японии.....................................................88
Заключение..........................................................94
Примечания..........................................................102
Библиографический список использованной литературы..................132
Глоссарий...........................................................143
Слисок иллюстраций.................................................149
ВВЕДЕНИЕ
Духовная жизнь человека - это часть истории народа, которая сохранилась не только в древних писаниях, легендах и песнях. Существует она и в «деревянных летописях» - как называют архитектуру, - в творениях художников и скульпторов, каменотесов и кузнецов, резчиков и плотников... Вещественные элементы культуры дают нам представление об этике и эстетических вкусах каждого народа в определенное время его исп ори ческою развития. По ним мы узнаем как формировалось национальное самосознание, как создавались и рушились государства, а это уже взгляд не только в прошлое, но и в будущее.
Среди древних произведений японской культуры видное место занимает причудливая деревянная резьба. В общей системе декора архитектурных памятников у нее своя роль, связанная не просто с эстетикой, но и с историко-кулыурными традициями, верованиями, представлениями о добре и зле.
В иегории средневековой Японии на период конца XVI - начала XVII веков приходятся две исторические эпохи - Момояма и начальный период эпохи Эдо. Эпоха сегунов1 Ода Нобунага и Хидэсси Тостоми известна еще как время Адзути, но в японском искусствоведении за ней закрепилось название Момояма (это слово в переводе с японского означает персиковые деревья, растущие на горе). Такое место действительно существует в Киото у брошенного замка-крепости Фусими-дзё. Нежный образ бледно-розовых лепестков персиковых деревьев очень подходит для описания искусства той эпохи. С ее начатом связывают две даты2: 41 год эпохи Эйроку (1568), когда ссгун Нобунага вошел в столицу Киото, - или год начала эпохи Тэнсё (1573), когда Нобунага изгнал 15-го сегуна династии Асикага - Ёсиаки. Концом этого исторического периода исследователи называют гри предполагаемых дагы : 5 год эпохи Хайтё (1600), когда произошло сражение Сэкигахара, или время
28
диссертации в частной беседе скульпторами города Никко, поддерживающими традиции школы так называемой «никковской скулъп-
157
туры» , согласно которому храм и, в частности рассматриваемая пластика, выполнялись мастерами со всей страны. Это, естественно, доказывает существование особенностей разных школ н скульптуре храма как по манере исполнения, так и по использованию цвета.
Основной формой изучения материала в диссертации является фотографирование, позволяющее соотнести конкретное изображение со схемами в описаниях. В основе исследования лежит научная обработка фотщрафий, определение сюжетов скулыпуры храмового комплекса Никко Тосё-гу, которое дает исчерпывающее представление о всем многообразии синтоистской деревянной скулыпуры. Меюд работы состоит в анализе конкретных произведений с точки зрения художественного стиля, а также иконографии сюжетов, что позволяв!, по нашему мнению, дать многостороннюю характс-
1 со
ристику синтоистской скульптуры . При этом для сравнения образов мифических животных используется дополнительный материал собранных ктайских и японских изображений.
Сама уникальность рассматриваемого историко-художественного комплекса, его замечательных по качеству рельефов позволяет проследить эволюцию развития форм художественной резьбы, сформировавшейся в период Камакура, рассмогреть многообразие сюжетов, технику выполнения и влияние китайской мифологии на выбор сюжетной линии. Именно на примере данною храма можно говорить об определенных тенденциях в резьбе по дереву первой половины XVII века в Японии. Его уникальность заключается еще и в том, что это специфическое искусство не является простым декоративным украшением, а несет в каждой своей чаши определенную смысловую нагрузку, которая, в свою очередь, является неотъемлемой частью скулыпуры. Исходя из этого обстоятельства, понятна цель создания храма Тосё-гу: во-первых, показать божественноегь Токугава Иэясу, почитаемого в качестве божества храма Тосё-гу, во-вторых, в символических образах и,
наконец, посредством зі ого утвердить политическую власть Иэмицу.
Идейными создателями этого грандиозного замысла считаются монах Гэнкай (размер и расположение главных зданий) и Кора Мунэхиро (стиль зданий), а что касается росписей, то они были выполнены школой Кано
159
Танъю . Разумеется, школа Кора, представленная мастерами художественной скульптуры, не смогла бы в одиночку осуществить ее практическое воплощение, поэтому для создания композиций были привлечены лучшие мастера со всей страны1"0. Отметим здесь же, что пластические мотивы, представляющие людей и выражающие идеи конфуцианства, никогда прежде в истории Японии не использовались в храмовой архитектуре до строительства Тосё-гу161. Что касается скульптуры, изображающей людей в Воротах освещенных солнцем, ее окраски, придания известной цветовой гаммы, то все это осуществили художники школы Кано; иредподагаегся, что именно они и выполнили эскизы основных изображений162. Кано, отвечавший за все расписные работы в храме, участвовал в создании скульптуры и, тем самым выйдя за рамки работы только художника-живописца, стал одним из общих оформителей всего храмового комплекса.
Необычность скульптуры Тосё-гу является для исследователя своеобразной загадкой. Благ одаря соединению двух и более изображений, художественная резьба начинает несгн новый, неведомый смысл. Существует предположение, что идея создания тех или иных образов вообще не имеет никакою отношения к скульпторам, создавшим их. Эю была идея самого Кано попробовать выразить верование и политические идеи в скульгггуре, украшающей здания. Считается также, что Кано был не просто декоратором, но и ученым, способным дать нужный совет во время строительства163. Сразу после смерги возникли легенды об Иэясу, и строительство первого Тосё-гу символизировало их утверждению. Именно благодаря Кора Мунэхиро и Кано Танъю возник и был осуществлен проект строительства данного, второго, храмового комплекса. Здания «дотосёг овской» постройки отражали идеи эпох и интересы заказчика, а таких построек, как Тосё-гу, выражающих одну идею и верование,