Ви є тут

Взаимодействие функциональных и эстетических факторов в архитектурно-художественной организации городских жилых интерьеров : Отечественный опыт 1990-х годов

Автор: 
Рыжиков Василий Олегович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
272755
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
1
Содержание
2
Глава I
Развитие композиционных концепций жилого интерьера
в архитектуре XX века 12
Глава II
Планово-пространственная организация квартир
в контексте социально-экономических условий 1990-х годов 50
1. Экономические факторы и особенности архитектурно-дизайнерской работы 1990-х годов 50
2. Инженерно-конструктивные факторы 56
3. Функциональная организация квартиры 61
4. Творческие направления в решении жилых интерьеров 1980-1990 годов 66
5. Проектное сознание и создание художественного образа жилого интерьера 79
Глава III
Архитектурно-художественные приемы и средства организации пространства и их эстетические возможности 86
1. Стены в композиции жилого пространства 87
2. Организация поверхности пола 100
3. Композиционные приемы решения потолка 108
4. Композиционные приемы решения освещения 118
5. Мебель и оборудование в организации пространства интерьеров 130
Глава IV
Закономерности архитектурно-художественной организации
пространства квартиры 142
1. Проблема стиля и ансамбля 142
2. Комплексность и взаимодействие архитектурно-художественных приемов и средств 165
Заключение 179
Библиография 184
2
Введение
1990-е годы в отечественной практике архитектурного проектирования характеризуются небывалым подъемом проектной деятельности в области организации жилого интерьера. Создание индивидуальных проектов частных квартир для конкретного человека, почти полностью отсутствовавшее в отечественной практике более семидесяти лет, становится актуальной темой, без сомнения, требующей теоретического осмысления. Новый метод работы, подразумевающий возможность выражения творческого видения архитектора и одновременно участие в этом процессе заказчика на правах «со-творца», безусловно, послужил причиной формирования новых критериев формообразования, обращения к »непрофессиональным, неклассическим ценностям.
В отличие от проектирования интерьеров на Западе, где искусство архитектора - это сложившаяся форма жизни, традиция, в 1990-е годы в России проектирование частных интерьеров возникло практически на пустом месте. Именно поэтому, в первую очередь, развиваются творческие импульсы, не связанные с устоявшимися формами быта, лишь в небольшой степени привязанные к конкретным функциональным требованиям. Жилым интерьером начинают заниматься утописты, театральные или станковые художники, то есть специалисты, далекие от бытовых и функциональных вопросов. В таких условиях проект квартиры становится похожим на арт-жсст, свободный от каких-либо функциональных норм. При этом реализация таких проеклов происходит с одобрения заказчика, так как любая форма большого интерьера ему кажется приемлемой: у него нет жестких критериев, которые определяют работу архитектора.
Осознавая актуальность и признавая правомочность такого подхода, нельзя не отметить распространившиеся признаки другого движения. Заказчики, получив доступ к общемировым культурным ценностям, благодаря свободному передвижению но всему миру, открыв возможности изменения жизни с помощью высоких технологий и новых материалов, стимулируют развитие профессио-
18
вещенной зенитным световым фонарем. Введение обширных плоскостей остекления над лестничными клетками и холлами мы видим и в других постройках Орта, например, в собственном доме-сгудии или особняке Эйтвельд, где обширный многосветный вестибюль с зоной отдыха в центре и лестничными обходными галереями имеет полностью стеклянную кровлю, освещая самую удаленную от уличного пространства часть интерьера Нововведение стало возможным благодаря применению ажурных опор и несущего стекло металлического каркаса, использовавшихся еще до Орта, в частности, его учителем Альфонсо Бала в здании зимнего сада для короля Леопольда П в Ласкене.
Исходным центром развития всего внутреннего пространства в особняках
В. Орта, как правило, является помещение холла - лестничной клетки, восходящей к английскому дому. Вокруг вертикальной оси этого холла на нескольких уровнях компонуется вся остальная группа комнат. Но оценке брюссельского архитектора Джоса Ванденбредсна, занимавшегося анализом композиционных решений Орта, осмысление пространственной структуры упомянутых домов происходит не на языке сопоставления отдельных замкнутых комнат, а путем взаимопроникновения смежных пространств. «Пространства частично совпадают и открываются одно в другое не только в пределах плана одного этажа, но и между' разными этажами. Для этого Орта активно вводит смещение горизонтальных уровней плана на несколько ступенек или на пол-этажа, создавая двухсветные и трехсветные пространства и открывая основные жилые помещения в открытые холлы и лестницы.»4 Особое внимание архитектор уделял транзитным пространствам. «Сами по себе они незакончены, фрагментарны, но их форма направляет и связывает общую композицию. Каждая из этих зон является подсказкой к неожиданно раскрывающемуся пространству, составляя ее чаегь. Раскрытие их ведет одновременно к созданию видимой «прозрачности» архитектуры».5 Орга насыщает интерьеры статусом наружных пространств.
* Horta: Art nouveau to modernism / Ed. by Françoise Aubry and Jos Vanderbreeden. - Gheni: Ludion press, 1996. —
P 49.
5 Tavi же.
19
Сложные, перетекающие пространства архитектора, создающие богатство точек зрения, порой напоминают стихийно складывающуюся городскую среду.
Однако Орта не полностью отказывается от классических осевых схем и использует сочетание свободного плана и симметричных построений в парадных помещениях. Фасад дома Тасселя, например, компонуется вокруг единственной симметричной оси, которая продолжается и в плане, что дает возможность пройти через весь дом напрямую: от уличного фасада до сада.
Сходные композиционные черты можно увидеть и в жилых пространствах, спроектированных такими известными европейскими архитекторами того времени, как А. Ван де Вельде, Г. Гимар, П. Беренс, Й. Хофман и др. Центральным ядром в особняках часто становится парадная лестница или холл, нередко освещенные зенитным фонарем, вокруг которого группируются остальные помещения. Элементы мебели, оборудования в интерьерах модерна теряют свою обособленность и мыслятся как части единой системы. Меблировка смотрится как неотъемлемый компонент среды, подчиняющийся ее закономерностям. Архитектор модерна является универсальным проектировщиком, захватывающим в сферу своей деятельности не только планировочные решения и архитектурный объем, но и всю предметно-пространственную среду. Бельгийский архитектор
А. ван де Вельде, строя собственный дом, проектирует даже сервировку стола и одежду для своей жены. Каждый элемент был важен и рассматривался как возможность приложения творческих усилий. Оборудование, которое традиционно рассматриваюсь «лишним» в интерьере, например, отопительные приборы, превращаюсь в произведения искусства. Радиатор отопления в собственном доме Орта - это вертикальная, отдельно стоящая колонна, архитектурная доминанта интерьера вестибюля.
В России на рубеже века начинает наблюдаться новый подход к организации внутреннего пространства. Русские архитекторы были хорошо знакомы с идеями английского движения и европейского модерна. Нарочитая асимметричность, группировка помещений вокруг вертикального пространства цен-