Ви є тут

Сценография театров Барнаула и Новосибирска : 1945-1990 годов

Автор: 
Зубов Александр Евгеньевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
293413
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЭВОЛЮЦИЯ СЦЕНОГРАФИИ ТЕАТРОВ БАРНАУЛА И НОВОСИБИРСКА В ПЕРИОД С 1945 ДО 1960 ГОДОВ 15
1.1 Развитие сценографии региона как отражение общих процессов
в отечественной сценографии 15
1.2 Доминирование сценографии конкретного места действия
с 1945 до середины 1950-х годов 22
1.3 Трансформация сценографии сибирских театров
во второй половине 1950-х годов 36
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ТИПОВ СЦЕНОГРАФИИ В ТЕАТРАХ БАРНАУЛА И НОВОСИБИРСКА (1960-Е- 1970-Е ГОДЫ) 57
2.1 Эволюция сценографии места действия 57
2.2 Выделение игровой сценографии как самостоятельного
типа оформления спектаклей 85
2.3 Зарождение персонажной сценографии в 1960-х- 1970-х годах 95
ГЛАВА 3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕЙСТВЕННОЙ
СЦЕНОГРАФИИ КАК НОВОЙ СИСТЕМЫ В ТЕАТРАХ
БАРНАУЛА И НОВОСИБИРСКА (1980-Е ГОДЫ) 105
3.1 Развитие сценографии места действия 105
3.2 Игровая сценография как приоритетный тип оформления спектаклей в 1980-е годы 122
3.3 Динамика персонажной сценографии в 1980-х годах 132
3.4 Появление новой системы оформления сценического
действия - действенной сценографии в конце 1980-х годов 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 149
ПРИЛОЖЕНИЯ 170
Приложение 1 170
Приложение 2 177
Приложение 3 179
Пр и ложение 4 181
ВВЕДЕНИЕ
3
Искусство сценографии находится, по образному определению А.А.Михайловой, «на полосе, разделяющей (или соединяющей?) два независимых государства - страну по имени Театр и империю Изобразительных искусств. Они работают на благо и того и другого, но ни в
4 I
одном не считаются «коренным населением», что порождает множество проблем» [7, с. 16]. Понятие «сценография» В.И.Березкин, терминология и типология которого применяется в диссертации, определяет как «вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. В спектакле к искусству сценографии относится все, что окружает актера (декорация), все, с чем он имеет дело — играет, действует (материально-вещественные атрибуты) и все, что находится на его фигуре (костюм, грим, маска, другие элементы преображения его внешности)» [4, с. 17].
Театр как искусство синтетическое, пространственно-временное, включал в себя визуальный компонент с момента зарождения его как вида искусства. Но выделение сценщрафии как самостоятельной зоны творчества, теоретическое осмысление ее развития произошли достаточно поздно, практически только в XX веке. Подготовка собственно театральных художников-постановщиков началась в нашей стране позже режиссеров, которые долго назывались самой молодой театральной профессией. Постановочный факультет ЛГИТМиК открылся в начале 1954 г., в Школе-студии МХАТ только в 1943 г. был организован постановочный факультет [62]. К этому времени уже была создана обширная исследовательская литература о режиссуре, о творчестве актеров, о теории сценического творчества, была общеизвестна в стране и за рубежом система К.С.Станиславского. Теория же сценографии только формировалась. Даже в 1974 г. М.Г.Эткинд утверждал, что сценография «не может похвастаться — по
31
изготовленными деталями купеческие комнаты конца XIX века в «Последней жертве» (1948).
Классическим образцом жизнеподобной декорации 1940-х годов можно назвать оформление П.Т.Коваленко спектакля «Обыкновенный человек» (1947). Живописный видовой задник, деревья на котором сочетаются с объемными стволами уже на сцене. Писаная колонна задника как бы продолжается в объемной конструкции павильона справа. В интерьере декораций ко второму акту — потолок павильона, выполненный из ткани и расписанный «под дерево», в окне виден другой задник, создающий правдоподобную иллюзию взгляда на тот же пейзаж с рекой с другой точки зрения. Как и во многих оформлениях П.Т.Коваленко и других художников, пространство сцены композиционно симметрично и параллельно рампе. Глубина сцены делится на четкие планы, подчеркиваемые ступеньками, дверями в глубине, выходами справа и слева (Илл. 5). Эти приемы характерны для сценографии конкретного места действия конца 1940-х - начала 1950-х годов.
Оформление спектаклей новосибирского ТЮЗа, находившегося в том же идеологическом и эстетическом пространстве, что и «взрослые» театры, имело свои отличительные особенности. Прежде всего, слабая материальная база ТЮЗа не позволяла осуществлять масштабные, технологически сложные постановки. Финансирование детского театра было меныиим, чем «взрослых», и художникам новосибирского ТЮЗа приходилось искать способы преодолевать материальные проблемы постановочной части. В целом, несмотря на изобретательность постановщиков, декорации новосибирского ТЮЗа выглядели скромнее но сравнению с краснофакельскими. Правда, в последующий период это дапо возможность ТЮЗу легче перейти к лаконичному варианту сцено1рафии места действия. Но в 1940-е годы эта скупость выразительных средств воспринималась как бедность.
Вторая особенность тюзовских спектаклей — их дидактичность. Оформление тюзовских спектаклей было более однозначным, чем в драме.
32
Юным зрителям необходимо подсказывать оценку ситуации в пьесе, предлагать верный выход из драматической коллизии. Такова была и драматургия детского театра, таким же принципам подчинялось и оформление. С первого взгляда зрителям должно быть понятно, где именно происходит действие - в советской школе или в дореволюционной России, в сказочном лесу или в доме Городничего. Поэтому сценографические решения детского театра более однозначны, более типичны, чем на «взрослой» сцене.
Сценографическую манеру П.Т.Коваленко в Театре юного зрителя отличало стремление к однозначной ясности места действия. И в «Старых друзьях» (1946), и в «Молодой гвардии» (1947), и в «Недоросле» (1948) после открытия занавеса зритель сразу получал точную информацию, где происходит действие. В отличие от спектаклей, оформленных на краснофакельской сцене, тюзовские декорации П.Т.Коваленко выглядели более обобщенно. Тенденция к крупным архитектурным элементам -различной фактуры стенам, домам, пейзажам - сохранялась у художника и здесь. Так, в «Юности отцов» (1947) использовались высокие ставки, расписанные то под кирпичную кладку, то под грубый камень, большие плакаты придавали сценической среде монументальность. Но на фотографиях видна не очень тщательная роспись холста, отсутствовали мелкие детали декора и интерьера, которые мог себе позволить художник в «Красном факеле». Декорации в большей степени обозначали место действия, чем создавали правдоподобную иллюзию подлинной жизненной реальности (Илл. 6). Классические спектакли оформлялись П.Т.Коваленко более масштабно. Главной задачей было точно передать типичное место действия - помещичий дом в «Недоросле» (1948), гостиная Городничего в «Ревизоре» (1951) (Илл. 10, 28), и эта задача была в полной мере реализована. Над павильонами в обоих спектаклях нависал потолок, расписанный или иод полукруглый свод в гостиной Городничего, или низкой аркой нависавший над каморкой Хлестакова в гостинице. Более монументальное по сравнению с постановками современной драматургии, оформление этих спектаклей часто было лишено