Ви є тут

Пластические искусства в интерьере театра (отечественный опыт последней трети XX- начала XXI вв.)

Автор: 
Агафонова Анастасия Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
303090
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................5
Глава 1. Художественные и композиционные принципы взаимодействия пластических искусств и архитектуры театрального здания..............16
1.1 Формирование архитектурно-художественного ансамбля театрального сооружения в период Античности.......................................17
1.2 Формирование архитектурно-художественного ансамбля театрального здания в Средние века и в Возрождение................................21
1.3 Интерьеры европейского и русского театра барокко, классицизма, историзма............................................................25
1.4 Реформирование театрального пространства начала XX века..........66
1.5 Отечественные театральные интерьеры 1917 - 1970 гг...............68
Глава 2. «Пластические искусства в отечественном театральном интерьере последней трети XX - начала XXI вв.».......................86
2.1 Изобразительная группа пластических искусств в создании образа современного интерьера театра........................................88
2.2 Абстрактно-ассоциативная группа пластических искусств в создании образа современного интерьера театра................................100
2.3 Функциональные факторы театрального пространства................106
2.4 Декоративные свойства художественных материалов.................127
4
Глава 3. Художественные программы и сценография пространств современного театрального интерьера последней трети XX - начала XXI
вв ..............................................................159
3.1 Отечественные интерьеры 1970-1990 гг..........................167
3.2 Отечественные интерьеры 1990-2010 гг..........................204
Заключение.......................................................236
Примечания.......................................................241
Библиографический список .........................................245
Приложения.......................................................257
25
партера: сидячие места для зрителей (театр «Блэкфрайерс» в Лондоне, перестроен в 1596 г.) Рис. 16
Вызывают интерес появление примеров переоборудования под театральное действие помещений, не предназначенных для него. Например, трапезная монастыря «Блекфрайерс», переоборудованная в 1576 году в театральный зал. Считается, что это первый крытый театр в Лондоне, в котором игрались спектакли при искусственном освещении. Архитектурно-художественные принципы, сформированные английским театром, получили развитие в современном театре (например, «Школа Драматического театра» - зрительный зал «Глобус»). Рис. 17
Эволюцию сценического пространства от плоской античной сцены - к барочной глубинной - демонстрирует итальянский театр Фарнезе, построенный в 1628 г. в г. Парме архитектором Джованни-Батиста Алеотти. Рис. 18, 19. В нем сцена имеет достаточно большой проем, уходящий в глубину сцены, места для зрителей расположены амфитеатром. «Зрительный зал „Фарнезе Театра“ был вытянут в длину, амфитеатр имел подковообразную форму, и его размеры в два раза превышали размеры амфи теа тра в «Олимпико»[122] Рис. 20, 21
1.3 Интерьеры европейского и русского театра барокко, классицизма, историзма.
Ключевым моментом в развитии ансамбля театральной архитектуры и пластических искусств стало появление новых театральных жанров, и как
26
следствие этих изменений - возникновение рангового (ярусного) театра, а также формирование иных композиционных приемов размещения скульптурного декора в пространстве зрительских помещений театра.
Первые ярусные театры появляются в Италии в начале XVII в. Возникновение жанра оперы привело к переработке архитектурной схемы театрального здания: увеличение вместимости без чрезмерного удаления зрителей от сцены достигалось за счет образования ярусов[3,С.251. Появляются первые теоретические работы, обосновывающие переход от амфитеатра к ранговому устройству театрального зала. Например, мантуанский придворный архитектор Фабрицио Карини Мотт рассматривает необходимость выделения «почетного» места правителя из остальных, расположенных амфитеатром ярусов. «Во-вторых, к уже выделенной ложе князя присоединяются так же и другие ложи. Ложа князя должна находиться, как считал Мотт, по средней оси к сцене. Архитектор предлагает, таким образом, тип театра, который обозначен ярусами лож и экспонированным местом монарха»[31,С.32]. Андреа Поццо развивает идеи Мотта, и в 1693-1700 годах публикует работу об архитектуре театра, где трансформирует идеи зодчего в многоярусный театр.
Новым в интерьере зрительного зала многоярусного театра было то, что стали декорироваться барьеры ярусов лож. Окружая зрительный зал, ярусы лож активно украшались и становились композиционной доминантой интерьера зрительного зала. Например, в театре Ла Скала в Милане,