2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................4
Глава первая. К ВОПРОСУ ВОЗНИКНОВЕНИИ ТУЛЬСКИХ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ........................................................22
Глава вторая. КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ, ЕГО ЦЕНТРЫ. ОСОБЕННОСТИ ИХ
РАЗВИТИЯ........................................................34
Раздел I
§ 1. Кружевной промысел в городе Белеве........................38
§ 2. Одоевские кружева.........................................67
Раздел II
§ 3. Крестьянские центры кружевоплетения.......................74
§ 4. Белевский Крестовоздвиженский девичий монастырь...........82
Глава третья. ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА, ЕЕ ФУНКЦИИ, БЫТОВАНИЕ В
СЕЛЬСКОЙ И ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ.......................................90
Раздел I
§ 1. Филимоновская игрушка. История становления и развития
промысла...................................................90
§ 2. Художественные особенности филимоновской игрушки. Проблемы
индивидуального и коллективного...........................107
Раздел II
§ 3. Тульская игрушка как феномен взаимодействия народной и
профессиональной культуры.................................148
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................151
Библиография...................................................158
Архивные документы..............................................168
з
ПРИЛОЖЕНИЕ І. Кружево Тульского края.........................169
ПРИЛОЖЕНИЕ II. Суточный заработок кружевниц г.Белева.........186
ПРИЛОЖЕНИЕ III. Синхронная таблица среднесуточных заработков
кружевницы в 1880 г...........................187
ПРИЛОЖЕНИЕ IV. Синхронная таблица среднегодовых заработков
мастерицы в 1880 г............................188
ПРИЛОЖЕНИЕ V. Годовой заработок кружевниц Тульской губернии
в 1880 и 1912 гг..............................189
ПРИЛОЖЕНИЕ VI. Годовой оборот кружевным товаром в Тульской
губернии в 1880 и 1912 гг.....................190
18
но-исторический музей объединился с Музеем Революции в единый Краеведческий музей.
В настоящее время фонды Музея насчитывают 27 тысяч экспонатов, включая предметы декоративно-прикладного искусства. В фондах Музея хранится фнлимоновская игрушка дореволюционного периода, а также игрушки послевоенного производства, когда после Великой Отечественной войны началось ее возрождение. Тульская игрушка представлена лишь в копиях, выполненных Народным мастером игрушки Ириной Евгеньевной Кузнецовой.
Богат экспонатами Тульский областной Художественный музей. Самостоятельным он стал в 1939 г., когда отпочковался от Краеведческого музея. В 1964 г. для него было построено новое здание по проекту архитектора Г1.М. Зайцева. Сегодня в его различных фондах насчитывается более 6 тысяч экспонатов - живопись, графика, скульптура, предметы прикладного искусства. В его 28 залах экспонируются подлинные полотна крупнейших русских художников, известных русских художников и советских живописцев, произведения искусства Италии, Голландии, Франции, Японии и других стран.
В зале № 27 расположена коллекция декоративного искусства. Она сложилась недавно, но в ней уже насчитывается более тысячи экспонатов. Среди них - глиняная игрушка. Это и яркая дымковская игрушка, и сохранившая архаичные черты каргопольская игрушка, и с острым ощущением восточного быта балхарская игрушка... И, конечно, филимоновская игрушка с се наивной крестьянской прелестью и неповторимостью. В Музее представлены работы выдающихся мастериц Филимонова А.Г. Зайцевой, Л.Г. Карповой и других. Их фигурки хранят доброту, тепло, юмор авторов - подлинных народных художников.
В Музее показаны образцы вологодского, елецкого и других кружев. Среди ведущих экспонатов-знаменитые белевские кружева.
Но самая богатая коллекция белевских кружев хранится в Белевском краеведческом музее. Здесь оно представлено во всем своем многообразии:
19
от вуалеток, кокеток с рукавами до косынок и кайм для носовых платков. Экспонаты позволяют видеть этапы развития знаменитого кружева: ассортимент кружев 70-80-х годов XIX в. дополняется новыми изделиями начала XX века - шарфами, манто; представлен в Музее и массовый ассортимент артели "Красный производственник", а также штучные изделия знаменитых мастериц Советского времени, имеются изделия и современного периода.
Солидным хранителем произведений филимоновского промысла является Новомосковский Краеведческий музей Тульской области. Созданный в 1966 г., он в настоящее время насчитывает свыше 12 тысяч различных экспонатов, некоторые среди них являются уникальными. В отделе декоративноприкладного искусства хранятся изделия филимоновской игрушки, созданные руками учеников Новомосковской художественной школы под руководством своего преподавателя Л.С. Милютиной.
Некоторый материал можно почерпнуть в Тульском областном государственном архиве. Здесь представляет интерес фонд 505, хранящий материалы уездных земских учреждений. Земства были созданы на основе Положения 1864 г., представлявшее большие полномочия местным выборным органам - земствам - в области решения хозяйственных и культурных вопросов. В их руках были образование, здравоохранения, строительство домов, дорог. Хотя они действовали под контролем властей, однако сыграли большую роль в развитии демократических начал на местах.
В делах Белевского земства, например, можно почерпнуть сведения об образовании в уезде и последовательно проследить зависимость образования девочек от состояния кружевоплетения в городе, сравнить эти данные с показателями в других городах и уездах Тульской губернии. К сожалению, никаких сведений о развитии глиняной игрушки и кружевоплетения нами не обнаружено. По-видимому этим промыслам в Белевской и Одоевском земствах не придавали особого значения. Началом работы положенной в основу диссертационного исследования явилась учеба автора в Новомосковской художественной школе в течение четырех лет под руководством преподавателя
- Київ+380960830922