2
Содержание
Введение...............................................................4
Глава 1. Ведущие сотрудники журнала «Старые годы» и их место в художественном Петербурге
§ 1.1. История журнала и формирование «круга» редакции................26
§ 1.2. Журнал «Старые годы» и фигура историка искусства в обществе начала
XX в..................................................................51
§ 1.2.1. Ретроспективизм как «стиль жизни». Публичный образ ведущего
сотрудника журнала H. Н. Врангеля.....................................52
§ 1.2.2. Увлечение эссеистикой о «старом искусстве». Журнал «Старые
годы»: профессионалы и дилетанты в искусствознании в начале XX в......87
Глава 2. Тематика журнала «Старые годы» в контексте художественного процесса начата XX в.: изучение художественного наследия и
ретроспективизм в современном искусстве...............................97
Глава 3. Журнал «Старые года», государственные и частные структуры по охране памятников искусства
§ 3.1. Журнал «Старые годы» и проблемы музейного дела................123
§ 3.2. «Старые годы» и Общество защиты и сохранения в России памятников
искусства и старины..................................................143
Глава 4. Журнал «Старые годы» и организация художественных
ретроспективных выставок в Петербурге................................170
§ 4.1. Опыт организации художественных выставок силами редакции
журнала. Судьба выставки «Старинных картин» 1908 г...................171
§ 4.2. Камерные художественные выставки, организованные Обществом
защиты и сохранения в России памятников искусства и старины..........185
§ 4.3. Редакция «Старых годов» и юбилейные ретроспективные выставки,
устроенные государственными структурами..............................190
Заключение...........................................................207
Список источников и литературы..................................... 215
Список сокращений....................................................255
3
Приложения
Приложение 1. [В. А. Верещагин.] Старые годы. 1907-1917.
Памятка были. 1917. (приводится по автографу.
РГИА. Ф. 788.0п.1. Д. 168. л.1-3)....................................258
Приложение 2. Н. Н. Врангель. Письма к А. Н. Бенуа. 1902 - 1914.
(приводятся по автографу. ОР ГРМ. Ф. 137. Оп.1. Д. 24)...............261
Приложение 3. Авторы журнала «Старые годы». Аннотированный
список..............................................................291
Приложение 4. История Общества защиты и сохранения в России
памятников искусства и старины.......................................324
Приложение 5. Ретроспективные выставки, организованные деятелями круга
«Мир искусства» в первой половине 1900-х гг....................345
Приложение 5-а. Ретроспективные выставки Петербурга второй половины 1900 - 1910-х гг.....................................................369
36
изданиях, находя «что взаимное подшпоривание только полезно для существа дела»71, и не видя, в отличие от Вейнера в этом особого «соперничества», поскольку принцип подачи материалов об искусстве прошедших веков и художественной традиции в «Аполлоне» был другим. Уместно привести отрывок из его письма к Маковскому, посвященного изменению концепции «Аполлона»: «Теперь о содержании. Нелепо и смешно делить подобно ’’Старым годам” искусство на “новое” и “старое”. Ведь никто из нас не сумеет объяснить, что это значит. Давая самые последние явления французского искусства, надо оставить место и прежнему времени, которым, кстати сказать, никто не занимается!!! Ведь не забудь, что “Старые годы” (невероятный вздор!!) не признают Греции, Египта, Японии <...> Вообще хотелось бы, чтобы Твой журнал был читаем, как хороший французский или
ПП
немецкий, и я думаю, что немного желания и все выйдет»1 . Соредакторство барона в «Аполлоне» продолжалось 2 года. В ноябре 1912 г. он принял
пп
решение об уходе . Деятельность Врангеля в редакции «Старых годов» продолжалось до начала 1 Мировой войны, кардинально изменившей судьбу самого барона и всей редакционной политики. Несомненно, творческий рост
H. Н. Врангеля был связан со «Старыми годами», в то же время и сам журнал
71 Вейнер. Воспоминания. С.38.
72 Письмо от 8.09.1910. Оригинал ОР РНБ. Ф.124. Д. 1006. л. 1-2. Частично опубликовано: Золотинкина И. А. Николай Врангель, барон и искусствовед// Наше наследие. 2004. № 69. С. 59.
73. После решения Врангеля об уходе с поста соредактора «Аполлона», 28 ноября 1912 г. Маковский писак «Мне очень жалко и очень обидно, что ты так поторопился с отказом от соредакторства, вследствие только переданных <нрзб> предположений М. Ушкова о снятии своею имени <...> ты не откажешься принять вновь то же непосредственное участие в “Аполлоне”, как было до сих пор! А пока во имя дружбы, о которой ты упомянул в прошлый раз, и против которой я, ведь, ни в чем нс провинился, напоминаю тебе об обещании помогать мне, если и нс как прежде, то хотя бы не бросать журнал из-за недоразумения с Ушковым, что причинило бы мне и большое разочарование, и крупные редакционные затруднения, и дало бы повод нашим друзьям и недругам заключить о нашей ссорс. Мы так много и согласно работали рука о руку...» (Цит. по автографу. ОР ИРЛИ. Ф. 60. Д. 6819. Л. 18-18об). Последнее письмо из архива Врангеля датировано 29 апреля 1913 г. и содержит надежду Маковского на возвращение барона «в лоно Аполлоново, к радости всей редакции» (Там же. Л. 19).
Точных сведений о том, как произошел разрыв в их отношениях, пока обнаружить нс удалось.
37
74
оказался «именно Врангелю обязан своим расцветом» . К личности этого выдающегося деятеля отечественной культуры мы вернемся отдельно, в следующем параграфе нашей работы. Здесь же заметим, что частая повторяемость имени Врангеля (а оно будет звучать и в других тематических главах) на страницах работы, посвященной «Старым годам» закономерна, и показывает его значение в жизни редакции, в истории журнала и в художественной жизни Петербурга.
Особое место в редакции «Старых годов» занимал А. Н. Бенуа. Александр Бенуа - ключевая фигура эпохи, идеолог мирискуснического направления в отечественной художественной культуре, с которым связано зарождение и развитие ретроспективной традиции. Показательно, что Вейнер начал свои записки о «Старых годах» с упоминания о журнале «Мир искусства» и связанных с ним ретроспективных выставках, назвав их «вехами в вопросах отношения к старине, искусству и эстетике вообще культурных кругов столицы», которые сыграли «роль будильника в узкой среде»73. Тем самым он обозначил некую «ступеньку» между изданиями. Бенуа, бывший на положении ментора даже по отношению к своим ровесникам - учредителям «Мира искусства», для сотрудников «Старых годов» являлся в своем роде «старшим братодо».
Как вспоминал Вейнер, «Бенуа, не принимавший участия при начале «Старых годов», так как жил тогда во Франции, заинтересовался, однако, нашим изданием еще там и сблизился с нами, когда вернулся в Россию в конце первого же лета, поэтому включение его в Редакционный комитет* с апреля 1908 г. было только внешним признанием уже обозначившихся отношений и попыткою поближе его привлечь к нашему делу»76. Бенуа писал в апреле 1907 Врангелю: «за приглашение в «Старые годы» благодарю и с
4 Голлебрах Э.Ф. Памяти Н.Н.Врангеля. 1926. Цит.по автографу. Не издано.- ОР ГРМ. Ф.32. Д.78.Л.8.
75 Вейнер П.П. Воспоминания С.25.
76 Вейнер П.П. Воспоминания. С.35.
- Київ+380960830922