Ви є тут

Искусство гжельской майолики второй половины XX века : Проблема традиции и современности

Автор: 
Астраханцева Татьяна Леонидовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000225173
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение.................................................................3
Глава 1. Предыстория становления и возрождения гжельской
майолики XX века...............................................£0
Раздел 1.1. Гжельская майолика XIX - начала XX века....................30
Раздел 1.2. Гжельские изразцы XVIII - начала XX века................... 36
Раздел 1.3. «Гжель» и русская майолика конца XIX - начала XX века.......48
Выводы .................................................................56
Глава 2. Опыты восстановления майоликового производства
Гжели. 1920-1960-е годы........................................63
Раздел 2.1. Гжель в послереволюционный период. 1920. -1830-е годы 63
Раздел 2 2. 1940-1950-е годы. “Бессарабовский период” в истории
гжельской майолики..........................................77
Раздел 2.3. Государственная политика в области народного искусства
и гжельский гончарный промысел на рубеже 1950-1960-х гг 84
Раздел 2.4. Гжельская майолика 1960-1970-х годов....................... 89
Выводы................................................................. 94
Глава 3. Возрождение искусства традиционной гжельской
майолики. 1970-1990-е годы................................... 106
Раздел 3.1. Предпосылки, определившие развитие искусства гжельской
майолики последних десятилетий XX века......................106
Раздел 3.2. Начало формирования современного стиля гжельской
майолики....................................................108
Раздел 3.3. Природа гжельской майолики................................ 115
Раздел З.Ч, Классификация изделий..................................... 124
Раздел 3.6’. Художественные особенности и тенденции................... 133
Выводы ............................................................... 161
Заключение............................................................ 167
Список использованной литературы...................................... 177
Приложение №1
Художники по майолике Гжели. Словарь-каталог.......................... 191
Приложение № 2
Гончары Трошково и Фенино - гжельских гончарно-майоликовых центров. Словарь................................................................228
2
ВВЕДЕНИЕ
Гжельская майолика второй половины XX века - одно из интереснейших явлений традиционной художественной культуры. Причем, значимо не только само искусство, но и сложная судьба промысла, переживающего в конце столетия период еще одного расцвета. Современная майолика не просто продолжила определенные художественные традиции русской народной керамики, но и сохранила реалистический самобытный характер народного искусства, отличающийся большой внутренней силой, неразрывной связью с прошлым. Этот процесс возрождения преемственности формировался целенаправленными усилиями нескольких поколений мастеров, художников, искусствоведов, специалистов керамического производства.
Изучение такой сложной истории способно дать ответ на вопрос: может ли возродиться почти умершее, и если да, то каким путем? Уникальность Гжели в том, что в отличие от других функционирующих художественных центров, где связь времен и эволюция традиции не прерывались и прочно сохранялись, она смогла восстановить тончайшую, почти порвавшуюся нить преемственности, восстановить полузабытые приемы, излюбленные когда-то художественные формы, манеру письма, восстановить технику и принцип коллективного творчества.
Гжельский художественный промысел занимает исключительное место в истории русского декоративного и народного искусства. Гжель - это центр русского народного художественного гончарства. Даже в эпоху расцвета отечественной художественной фарфоро-фаянсовой промышленности почти все частные керамические заводы России, испытавшие разнообразные влияния, были прочно связаны с народной культурой, с традициями этого подмосковного керамического очага1.
На протяжении своего существования Гжель обращалась почти ко всем керамическим материалам и всегда добивалась высоких художественных и технологических результатов, самостоятельно открытых, начиная с простого овладения материалом до полного его выражения. Гжель еще и пот-ому занимает особое место в современной русской культуре, что в своей судьбе отразила все перипетии судьбы России XX века. Испытания, которые выпали на ее долю в нынешнем столетии и принесшие ей, как и всей национальной культуре и обществу, огромные потери и разрушения, парадоксальным образом
3
Кроме самостоятельного научного интереса, существует ряд важных аргументов в пользу проведения исследования с точки зрения практического значения Перечислим главные:
1. Результаты исследования могут быть полезны в обучении художников-керамистов, специализирующихся по майолике в Гжельском
художественно-промышленном колледже, Московском художественнопромышленном университете им С. Г. Строганова, могут быть
использованы для вузовских курсов теории и истории искусства народных художественных промыслов, так как помогли бы начинающим художникам среди разнообразия форм современной майолики
определиться в выборе направления собственных творческих поисков.
2. Систематизация явлений гжельской майолики, проводимая в процессе исследования, может служить ориентиром при пополнении музейных коллекций, содержащих произведения современных керамистов.
3. Новые данные по истории современной гжельской майолики дадут материал для общетеоретических положений о закономерностях развития народных художественных промыслов, коль скоро история возрождения и нового расцвета гжельской майолики после длительного угасания может быть сопоставлена с современными процессами на других промыслах.
4. В научно-практический оборот вводится ряд источников и сведений, не использовавшихся ранее при изучении и анализе майолики Гжели.
В работе используются разнообразный фактический, литературный и художественный материал, а также архивные данные и материалы, собранные в результате опроса и бесед с мастерами и художниками.
• Диссертация строится на натурном изучении музейных экспонатов и экспонатов из частных собраний гжельской майолики второй половины XVIII - XX веков (изучены коллекции музея Производственного объединения “Гжель", Егорьевского историко-художественного музея, Раменского краеведческого музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ), Музея Народного искусства (МНИ), музея Санкт-Петербургской художественнопромышленной академии, историко-художественного музея
«Коломенское», Государственного Исторического музея (ГИМ) и
22
Государственного Русского музея, а также крупных частных коллекции Москвы и личных собранны гжельских художников.
• Рассмотрено более 2 тысяч произведений современных художников в музеях; частных коллекциях, на художественных выставках, в мастерских художников, на производстве объединения «Гжель».
• Изучена серийная продукция Трошковского и Фенинского майоликовых цехов объединения «Гжель».
• Общетеоретические труды по эстетике, истории искусств, народному искусству.
• Исследования по старой Гжели, публикации различных авторов по современному состоянию промысла.
• Каталоги и другие материалы по выставкам последних десятилетий.
• Материалы художественных советов, выставкомов, экспертных советов, конференций.
• Материалы Центрального архива Московской области (ЦГАМО), архивов Производственного объединения “Гжель" и Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП), отделов рукописей ГИМ и ВМДПНИ.
• Целесообразным для работы оказалось привлечение мемуарной литературы: воспоминаний ветеранов промысла, бесед с художниками и мастерами. Использованы документальные источники, фотографии, фильмы. Огромная информация собрана на основе опроса очевидцев и местных гжельских жителей.
• Материалы учебного процесса и защит дипломных работ.
Апробация основных положений диссертации прошла:
• в публикациях: в научных сборниках, в журнальных статьях, в отдельных изданиях по искусству67;
• на научных и научно-практических конференциях58;
• на художественно-экспертных советах по народному и декоративноприкладному искусству при Администрации Московской области и на объединении «Гжель».
• в авторских учебных программах Гжельского художественнопромышленного колледжа и МВХПУ им. С. Г. Строганова69
23