2
Содержание
Книга 1
Введение..............................................................4
Часть I. Ордер как архитектурно-художественная система
Глава 1. Историография и иконография ордера
1.1 Отечественная историография в области изучения
ордерных идей..................................................28
1.2 Тематика источников изучения ордера............................43
Глава 2. Методологические основы ордера
как архитектурно-художественной системы
2.1 Сущностные характеристики ордера...............................53
2.2 Зрительное восприятие «форм-пространств»
ордерных композиций как процесс осознания образа их тектонической напряжённости
2.2.1 Пространство как предмет теории архитектуры..............71
2.2.2 Коммуникативность ордера.................................86
2.3 Художественно-образное выражение действующих сил
в ордерной системе............................................100
2.4 Ордерные средства построения образов пространств
2.4.1 Ордерный строй как архитектурная фактура................123
2.4.2 Типы ордерных систем.................................. 127
2.4.3 Принципы становления и развития архитектурного ордера
и построение семантических пространств...................130
Глава 3. Методы анализа ордерной архитектуры
3.1 Ордерный тезаурус и методические приёмы анализа
ордерных композиций..........................................139
3.2 Сравнительный метод анализа ордерной архитектуры..............150
3.3 Идеографический принцип организации словаря
терминов ордерной архитектуры ................................158
з
Часть II. Ордер в архитектуре Петербурга
Глава 1. Адаптация ордера в русской архитектуре
и роль ордера в формировании образа Петербурга
1.1 Пути вхождения ордерной системы в русскую архитектуру.......165
1.2 Концепции архитектурной целостности Петербурга..............181
Глава 2. Ордерный ансамбль
и семантическое пространство Петербурга
2.1 Методы дифференциации семантического пространства на основе парадигмальной модели и построение типологии модальностей ордерного ансамбля.................................197
2.2 Ордерный строй в градостроительной среде....................245
2.3 Роль ордерных композиций в организации
архитектурного ландшафта.....................................260
Глава 3. Ордер в архитекту ре Петербурга
как художественное средство архитектора
3.1 Преобразования ордерных композиций
на основе типов ордерных систем..............................278
3.2 Композиционные варианты расположения ордерных форм..........315
3.3 Ордерный метод в профессионально-семантическом аспекте
(на примере творчества А.Н.Воронихина и П.С.Плавова).........343
3.4 Преемственность и новизна в ордерных идеях Петербурга:
методы и приёмы архитекторских интерпретаций.................362
3.5 Иносказательные символы в ордерной архитектуре..............380
Заключение.........................................................394
Словарь понятий и терминов (конкорданс).............................399
Библиографические списки............................................421
Книга 2 Приложения
Приложение 1. Список источников изучения ордера
на иностранных языках...................................3
Приложение 2. Типы ордерных систем в архитектуре Ленинграда...........8
Приложение 3. Пространственная ориентация как формы памяти...........25
Приложения 4. Инверсии композиций парадных проездов..................28
Приложение 5. Палладианские образы в петербургской транскрипции......31
Приложение 6. Иносказательные символы растительных мотивов
в ордерных композициях архитектуры Петербурга........35
45
Мезьер (до 1789), Э.Л.Булле (рукопись до 1799), А.Х. Катрмер де Кенси (1788-1825, 1832), К.Л.Штиглиц (1801), А.Харт (1809, 1820/27, 1833). Системное представление об этом корпусе литературы и сё библиографию дает хрестоматия Л.И.Таруашвили «Эстетика архитектурного ордера: От Витрувия до Катримера де Кенси» (1995) и книга «Architektur Théorie: Von der Renaissance bis zur Gegenwart» (2003). К этой группе литературы примыкают и некоторые исследования XIX и XX веков, выполненные более подробно, но в формах старых методик и подходов.
В этой первой группе отдельную подгруппу библиографических источников составляют сочинения архитекторов-теоретиков XIX века, создававших ордерную архитектуру, но сознательно модернизировавших её в соответствии с запросами своего времени. Идеи, представленные в сочинениях Ж.Н.Л.Дюрана (1800, 1802-1805), К.Н.Леду (1804),
К.Ф.Шинкеля (1819-1840), Л. фон Кленце (1822), Г.Земпера (1834, 1851, 1860-1863), осложнены дуализмом архитектурного метода, характерного для позднего классицизма. Причиной этого дуализма является противоречие между классическими принципами организации пространства и новыми строительными технологиями и градостроительными задачами.
Однако ордерная композиция всегда становится предметом пристального внимания тогда, когда изучаются закономерности архитектурного процесса в целом, формируется методология исследований этих закономерностей и вырабатываются методы анализа архитектурной композиции. По этому признаку можно выделить вторую группу библиографических источников, к которой относятся работы по более широким художественным и архитектурным проблемам, внутри которых затрагиваются отдельные аспекты существования ордера и предлагаются подходы к разрешению возникающих вопросов.
Тематически важными в обзоре библиографии являются художественные литературные тексты, представленные жанром дневниковых
- Київ+380960830922