Ви є тут

Очерки истории живописи древнего Пскова. Середина XIII - начало XV века : Становление местной художественной традиции

Автор: 
Лифшиц Лев Исаакович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2004
Артикул:
276294
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Ministry of Culture of Russian Federation State Institute of Art Studies
L. Lifshits
Studies in Ancient Pskov Painting (mid 13"'-early 15th century)
Formation of the Local Artistic Tradition
Moscow
Severny Palomnik 2004
УДК 75(470.25-25)(091) ББК 85.143(2)1 Л64
На 1-і) стр. обложки: «Илья Пророк».
Икона из Выбут. Вторая половина XIII века. ГТГ
Редактор H.A. Алпатова Рецензент М.А. Реформатская
ЛифшикЛ.И.
Л64 Очерки истории живописи древнего Пскова. Середина XIII —
начало XV в.: Становление местной художественной традиции.
— М.: Северный паломник, 2004. — 504 с.: илл.
ISBN 5-94431-129-0
Монография Л.И. Лифшипа посвящена малоизученному древнейшему периоду истории псковской «школы» живописи. Ею хронологические границы охватывают два столетия — от конца XIII до начала XV века и совпадают с эпохой становления Пскова как независимого государства в составе русских земель. Автором рассматриваются проблемы происхождения, формирования и развития локальной художественной традиции, анализируются вес сохранившиеся ансамбли храмовых росписей, иконы, миниатюры рукописей этого времени. В центре внимания исследователя находятся вопросы периодизации, датировки памятников, выявления примет и особенностей, позволяющих связывать их с деятельностью местных мастеров и отличать от произведений, созданных в других художественных центрах Древней Руси.
The monograph of L. Lifshits covers the ancient and yet scantily studied period in the history of Pskov painting school. This period embraces two centuries — from the late IУ" to the early 15" and concurs with the epoch of formation of the independent Slate of Pskov within Russian acre. The author handles the problems of origin, formation and development of the local artistic tradition. The scholar studies all the preserved ensembles of murals, icons and manuscript miniatures of that time. He focuses on dating and chronology of the pieces of art, on definition of the particular features that would help to attribute them to the local workshops and to distinguish them front the works of other Russian artistic schools.
The book is addressed to the scholars of ancient Russian art, students and people who arc interested in the history' of medieval Russian art and the Orthodox world in general.
© Л.И. Лифшиц, 2004 © Издательство «Северный паломник», 2004 © Государственный Русский музей, слайды © Государственная Третьяковская галерея, слайды © Государственный Эрмитаж, слайды © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный ISBN 5-94431-129-0 музей-заповедник, слайды
Предпосылки к формированию художественной традиции
пользовавшуюся в росписи Мирожа и Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде 1144 г., и отличается от них более свободным, немного небрежным рисунком и цветом. Такой орнамент получил широкое распространение повсеместно во второй половине XII — начале XIII столетия. В Новгороде, например, его можно видеть в росписи Нередицы 1199 г.21 Колорит сохранившихся фрагментов автор проекта архитектурной реставрации собора С.Г1. Михайлов характеризует так: «Краски использованы местные: серая, черная и красная охра — знаменитая псковская черлень»*. Помимо упомянутой фрески со струйчатым орнаментом, стилизующим мраморировку, при исследованиях собора в окне апсиды был раскрыт еше один фрагмент орнамента, но иного типа. В иентре кажлого раппорта располагается ромб, поле которою как бы выложено мелкой мозаикой, а через обрамление пропущены стебли диагонально перекрещенных пяти лепестковых пальметт. С. П. Михайлов в качестве аналогии этой фреске ИRaiiORCKoro монастыря привел орнаменты росписи храма «на Протоке« r Смоленске начала XIII в.27
Помимо сходства орнаментального мотива”, живопись, открытая во Пскове, обнаруживает сходство и с колоритом росписей храмов Смоленска, построенных на рубеже XII—XIII вв. Особенно характерны встречающиеся в этих памятниках сочетания серых и черн мх. цветов с красными. Как и создатели росписи собора Ивановского монастыря во Пскове, смоленские мастера широко использовали черный конгурный рисунок и черную штриховку по охряному фону. H.H. Воронин, описывая смоленские фрески, приводит данные анализа
л Фрески С'паса-Нсрелииы, 1925. Табл. XXIX.
* Михаилов СП.. 1958. С. 100.
р Там кс. С. 100. Публикацию фрагментов смоленских фресок см.: Воронин НИ. 1977. Илл. 16.
3 См.. например, фрагмент орнамента из храма «на Протоке*, который представляет собой квадрат, крестообразно оплетенный стеблями, образующими в центре поля ромб, а .за пределами его обрамления переходящие в распускающиеся побеги. — Там же. Илл. 75.
«Св. Пикон Спартанский (Метамоит)». Роспись Рождественского собора Снетогорского монастыря. 1313 г.
51
Очерки истории живописи древнего Пскова
пигментов: «Краски в основной минеральные: желтые, красные, коричневые, зеленые, синяя — ультрамарин, черная — уголь, белая — известь»29. В новгородской живописи конца XII в. такие орнаменты и такие цветовые сочетания не встречаются. Заметим здесь на будущее, что активное использование в цветовой гамме черного, красно-коричневого в сочетании со светлыми ярко-желтыми охрами и белилами, широкое применение ахроматических тонов, характеризующее смоленские стенописи, станет позже одной из примет псковской ЖИВОПИСИ.
Приведенными данными о росписях двух древнейших храмов Пскова наши знания о самых ранних произведениях живописи на территории города и подвластной ему территории ограничиваются. После 1142 г. артель новгородских строителей уходит из Пскова. Их деятельность продолжается поначалу в Новгороде, а затем они переходят в Ладогу“, где работают в 1150— 1160-е годы. Сведения о строительстве каменных храмов во Пскове на протяжении второй половины XII в. в летописях отсутствуют31, что указывает и на перерыв в работах артелей художников-монументалистов.
Несомненно су шествовала связь между фактами строительства и украшения храмов и постоянно менявшейся политической ситуацией в городе. Периоды активизации и спадов такой деятельности зависели оттого, сколь велика была заинтересованность во Пскове его ближайших соседей, в первую очередь Новгорода, Полоцка и Смоленска. Не могло не сказываться и то обстоятельство, что на протяжении достаточно длительного времени во Пскове, выпавшем в конце 1130-х годов из орбиты прямою политическою влияния Новгорода”, не было не только собственных артелей зодчих и художников-монументалисгов, но еще полностью не сформировались социальные группы, способные инициировать постоянную строительную и художественную деятельность. Самые ранние свидетельства о появлении такой культурной среды относятся к концу XII в. Они связаны с канонизацией первою собственно псковского святого — князя Всеволода-Гавриила Мстиславича, чьи останки были 27 ноября 1193 г. перенесены из церкви Дмитрия Солунского в Троицкий собор33. В 1190-е годы
» Там же. С. 83. Игл 14,17, 29, 48, 51а, б.
” КомечА.И., 1993. С. 41—44.
» Белецкий СВ., 1996. С. 100-109.
и Об этом свидетельствуют уже события 1138 г., когда псковичи не подчинились воле новгородского князя Святослава Ольговича, и новгородцы вынуждены были взять мир с ними (НПЛ. 1950. С. 25). См. также: ВассалыгоЛ.Л., Янин В.П.. 1997. С. 105—106; Валерое A.B., 2004. С. 101—107.
41 Некоторые летописи сообщают о погребении князя Всеволода в 1138 г. в церкви Троицы, «юже сам созда» (ПЛ, 1955. С. 19; ПСРЛ, 1908. Т 21. Ч. 1. С. 200-201; Г1СРЛ, 2000. Т. 4. Ч. 1. С. 148-149). Но в «Житии» князя говорится, что его останки были в 1193 г. перенесены в Троицкий собор из церкви Дмитрия Солунского. Наиболее полная сводка сведений о Дмитриевской церкви имеется в Погодинском списке Псковской первой летописи под 7032 г.: «Поставлена бысть церковь камснаи снятый мученик Христов Дм игрек, новая в Домантовс стене.., а старая церковь перзая бысть во Пскове камская с кирпнчем, а поставил сс благоверный князь Авет, нареченыи во свя-тсм крещении JviHTpcH, а мощи его лежат у святого Спаса на Мнрожи на левой стране. А стояла первая церковь в Домантовс стене великомученик Христов Дмитрен 400 лет без 20 лет» (ПЛ, 1941. С. 103). Гс же сведения содержатся в Копенгагенской и Строэвеком списках Псковской 3 летописи (ПЛ, 195S. С. 227,292,293). С. В. Белецкий на их основании, а также на основании записи иной версии этого сообщения в Архивеком втором списке Псковской 3 летописи иод 6646 г.: «Тояжс зимы прсставися Всеволод Плескове, месяца февраля в 11 день..., положен бысть в церкви святого мученика Дмитрия, еже сам создал* (ПЛ, 1955. С. 77) тстамавливнет дату закладки храма. Его
52