Ви є тут

Национальная тема в творчестве Александры Сахаровской : по материалам коллекции графики из фондов Бурятского республиканского художественного музея им. Ц.С. Сампилова и семейного архива художницы

Автор: 
Цыреннимаева Людмила Ильинична
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
274118
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................3
ГЛАВА I. Основные тенденции развития советской графики 1960-1980-х годов. Раздел 1. Некоторые тенденции станкового искусства последней трети XX
столетия................................................................29
Раздел 2. Национальное, как свойство реалистического искусства..........39
Раздел 3. Начальные этапы развития национальной темы творчества А. Н.
Сахаровской.............................................................44
ГЛАВА II. Гэсэриада в бурятском изобразительном искусстве. Графика.
Раздел 1 .Творческие поиски иллюстрирования эпоса в бурятском изобразительном
искусстве 1940-х годов..................................................58
Раздел 2. Гэсэриада в творчестве Александры Сахаровской.................70
Раздел 3. Новый взгляд на героический эпос художников- графиков 1970-1990-х
годов...................................................................97
ГЛАВАШ. Актуальные направления в зрелой графике А.Н.Сахаровской.
Раздел 1. Графическое искусство А.Н.Сахаровской в 1970-1980-е годы. Проблема
новой формы............................................................115
Раздел 2. Особенности творчества художницы на рубеже 1980-1990-х годов 145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................157
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................163
СПИСОК ОПУБЛИКОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................172
3
ВВЕДЕНИЕ.
Творческая деятельность Александры Никитичны Сахаровской (1927-2004), художника-новагора, в культуре Бурятии второй половины XX века слала значительным явлением, отмеченным яркими художественными достижениями. Ее искусство с необычайной полнотой раскрыло духовную сущность времени, художественные особенности советской эпохи и, по выражению В.И.Ленина, стало поистине «национальным по содержанию».
Творчество художницы было отмечено высокими отечественными республиканскими и российскими наградами. А.Н.Сахаровская - «Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР» (1963), «Народный художник Бурятской АССР» (1973), «Заслуженный художник РСФСР» (1975), «Лауреат Государственной премии Бурятской АССР» (1978), «Народный художник РСФСР» (1981).
В данном исследовании использован материал, хранящийся в фондах Республиканского Художественного музея им. Ц.С.Сампилова, насчитывающий около трехсот произведений художницы, а также семейный архив, в который вошли отдельные листы рисунков, включающих в себя композиционные поиски, наброски, путевые зарисовки, эскизы, а также несколько макетов книги «Гэсэр» с иллюстрациями, выполненными тушью, гуашью, карандашом, отражающие различные этапы творчества А.Н.Сахаровской. В архиве насчитывается около полутора тысяч единиц ранее не опубликованного материала, раскрывающего творческую лабораторию мастера. В набросках и рисунках прослеживаются особенности графического мышления художницы, скрупулезное прорабатывание как композиции, так и различных деталей того или иного образа, основанные на различных способах обобщения впечатлений от окружающего мира. Именно оптимальная степень обобщения, найденная художницей в малом эскизе, стала
17
Весьма точная характеристика и тонкая наблюденность над процессом развития живописи Бурятии С.Червонной в полной мере можно отнести и к. бурятской графике, которую ярко представляла в тот же период А.Н.Сахаровская. Ее искусство развивалось параллельно живописи и звучало также монументальнополнозвучно, разворачивая широкую панораму бытия бурятского народа.
Так, критик С. Червонная впервые указывает на национальное своеобразие бурятского изобразительного искусства, проявляющееся в неразрывной связи с глубокими национальными традициями.
В следующем, 1979 году в журнале «Художник» №3 искусствоведом Р.Аболиной проводится исторический обзор бурятского изобразительного искусства, начиная с 20-х, кончая 70-ми годами XX века. Вслед за И.Соктоевой Р.Аболина также определяет четкие временные рамки в развитии искусства: 20-е годы — целенаправленность примитива и эпичность (И.Дадусв, И.Аржиков, Р.Мэрдыгеев); 30-е - приобщение к профессиональной культуре реалистического искусства, в эти же годы закладываются основы отдельных видов и жанров бурятского искусства - живописи, графики, театрально-декорационного искусства, портрета, пейзажа, натюрморта (А.Тимин,А.Окладников, М.Шестакова, Г.Павлов, Ф.Балдаев); 50-е - появление тематической картины (В.Гончар, К.Сергеев, Г.Купцов). Автор статьи пытается выявить общие для бурятского искусства законы формообразования и находит их в цельности восприятия мира, ясности н простоте форм, их хорошо читаемой связи, особом соотношении фигур и пространства в картине, обычно преобладающей тональности в колорите, что создает самобытную пластику живописных полотен, заставляет сначала воспринять общее, а потом уже индивидуальные оттенки отдельных произведений. В графике А. Н. Сахаровской критик отмечает неразрывную слитность человека с природой, когда человек «выступает как ее частица, он
-)Л
деятелен, лелеет землю, украшает ее»“ . Далее в историографии по творчеству
:г Аболина Р. Искусство Бурятии. // «Художник», 1979, №3, С.11