Ви є тут

Рисунок и гравюра в раннем творчестве Дюрера : 1484-1500

Автор: 
Нистратова Екатерина Станиславовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276662
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
2
Введение.........................................................3
Глава 1. Культурная ситуация в Германии на рубеже XV - XVI вв.
16
Г лава 2. Г рафика А. Дюрера в период ученичества и странствий .34
2.1. Рисунки 1484- 1490 гг......................................34
2.2. Рисунки и гравюры 1490 - 1493 гг...........................50
2.3. Рисунки и акварели 1494 - 1496 гг..........................72
Глава 3. Графика А. Дюрера 1495 - 1500 гг.......................86
3.1. Рисунки и гравюры на дереве 1495 - 1498 гг.: реформа
техники ксилографии.............................................86
:3.2. Серия гравюр «Апокалипсис» 1498 г..........................112
3.3. Серия гравюр «Большие Страсти» 1498-99 гг.................154
3.4. Резцовые гравюры 1495 - 1500 гг...........................175
Глава 4. Тенденции развития и взаимодействия визуальных
искусств в Германии в последней трети XV - начале XVI вв 199
Заключение. Значение раннего творчества А. Дюрера для развития
искусства немецкого Ренессанса.................................217
Библиография...................................................229
Введение
Ранний период творчества Альбрехта Дюрера (1471-1526) охватывает годы с 1484 по 1500. Первая дата определяется по датировке первого - и достаточно знаменитого - рисунка Дюрера (Автопортрет серебряным карандашом, Вена, Альбертина), поскольку рисунок свидетельствует о первых навыках рисования, приобретенных в мастерской его отца, ювелира Альбрехта Дюрера. Дата конца периода является традиционной и общепризнанной: в начале столетия в стиле Дюрера произошел перелом, связанный с активными штудиями пропорций и перспективы, определившими его дальнейший поворот в сторону итальянского искусства. В эти годы сложилась особая изобразительная манера художника, со всей полнотой проявившаяся в рисунках и особенно в печатной графике, созданной в его мастерской. На характерных чертах этой ранней манеры немецкого художника и будет сосредоточено наше внимание на протяжении диссертационной работы, в которой предполагается рассмотреть основные особенности раннего стиля Дюрера в их связи с индивидуализмом Северного Ренессанса, проявившемся в религиозной сфере, а также и процесс формирования его более поздней стилистики, так или иначе обозначившейся в графических работах изучаемого периода.
История изучения творчества А. Дюрера и немецкого искусства в целом насчитывает несколько веков.1 В XVII столетии появился внушительный труд «Немецкая Академия благородного искусства зодчества, скульптуры и живописи», автор которого Иоахим фон Зандрарт рассматривает Дюрера в качестве наиболее выдающегося художника Германии, чье величие заключается в обращении к итальянскому искусству и, через него, к античным образцам.2 Иоахим фон Зандрарт заложил основы итальянизирующей тенденции в
1 Историографию немецкого искусства см.: W. Wact/old. Deutsche Kunsthistoriker. 2 Bde. Leipzig. 1921-1924; R. Kauinann. Der RehaissanccbcgrilTin der deutschen Kunstgcschichtsschreibung. Winterthur, 1932; История европейского искусствознания. Первая половина XIX в. М., 1963. С. 15-17; История европейского искусствознания. Вторая половина XIX в. М., 1966. С. 37-44; История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века - начало XX века. Кн. 1. М., 1969. С. 41-88, 107-133; Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. М.. 1972. С. 11-16.
: Sandrart Joachim von. Academic der Bau-. Bild-, und Malerei-Künste von 1675. Leben der berühmten Maler, Bildhauer Baumeister// Hrsg. von A.R. Pcltzcr. Munich. 1925.
25
Таким образом, внутренний мир, последние глубины человеческой психики приобретают решающее значение в учении Экхарта. Обретение человеком в глубинах своего существа первоосновы бытия определенным образом приравнивает человека к Богу, возвышая и поднимая его в собственных глазах. Неудивительно, что в XIV веке учение Экхарта было признано ересыо, и только преждевременная смерть доминиканского проповедника спасла его от отлучения и костра. Его идеи были развиты его последователями Иоганном Таулером, Яном ван Рюйсбруком, Генрихом Сузо (Сеузе). Их сочинения, лишенные дискурсивности и онтологической полновесности своего предшественника, посвящены в основном разработке этапов и условий пути божественной души к своему первоистоку. Блаженное единение с Богом, мистическое наслаждение от самоуничижения и погружения в божественное предстают у Рюйсбрука и Сузо в виде красочных образов, полных «напряженной искрометности» или «лирической трепетности»51. Образы бездны, тишины, безмолвной пустыни, непроглядного мрака и слепящего света дают «живейшее выражение мистического переживания, которому невозможно дать точное описание»52. Несомненно, что они оказали сильнейшее воздействие на эмоциональный строй религиозности как своего, так и последующих веков.
Кроме того, духовные наследники Экхарта дали более практический вариант мистицизма, проповедующий прежде всего деятельную любовь к ближнему. Особенно ярко выражена эта направленность в той линии мистики, которая идет от Иоганна Таулера (ок. 1300 - 1361). Гибкие и диалектичные противоположения Экхарта приобретают у него характер принципиально непримиримых категорий: предложенный Экхартом дуализм «внутреннего», божественного, и «внешнего», принадлежащего профанному, человека превращается у Таулера в обозначение двух типов людей, что отдаленно напоминает два града Августина. Взлеты метафизической фантазии Экхарта
51 Хёйзинга Й. Указ. соч. С. 250.
52 Там же. С. 244.
24
приходят у Таул ера в соприкосновение с реальностью, конкретизируются и социализируются, приуготовляются к использованию каждым отдельным человеком: адресатом его проповеди никогда не бывает церковная кружка53, а всегда - единственное «любезное дитя». Подчеркнутая направленность проповеди Таул ера к социально-конкретному воплощению, к доступности мистических идей и - главное - практических путей достижения Бога, любому человеку его эпохи, обеспечила ей исключительную популярность. Через учение Таулера, открытое как для реформационно-окрашенных выводов, так и для расшпрения его в духе мистической созерцательности, идея значительности человеческого индивидуума, приняв семантический оттенок повседневности, приблизилась к рассудочному уровню понимания. Ее широчайшее распространение качественно преобразовало немецкую культурную среду и сформировало совершенно новую социокультурную ситуацию в Германии XV - начала XVI веков.
Учения мистиков легли в основу движения Эеуобо Мобегпа, пришедшего из Нидерландов. Проповеди Г. Грооте, Ф. Радевейна, Г. Зербольта и других авторов круга Нового благочестия приблизили мистику XIV века к массовому религиозному сознанию: «интенсивная мистика отдельных, выхваченных мгновений немногих экстатических личностей развернулась в экстенсивную, повседневную мистику, доступную многим».54 «Практический мистицизм» Нового благочестия отвечал общественной потребности в более индивидуализированной религиозности. Подражание Христу как этический императив этого движения заключал в себе новое понимание конечной цели внутренней благочестивой деятельности: в качестве таковой выступал не сверхчувственный экстаз, а духовное становление личности. Эеуобо Мобета, являясь религиозно-просветительским движением, основывало школы и общины, где обучали созидательной, внутренне углубленной религиозной жизни. Значение воспитательной, просветительской деятельности
53 «Благо тому, кто понял эту проповедь! Если бы здесь не было ни одного человека, я должен был бы сказать ее этой церковной кружке!» (М.Экхарт. Указ. соч. С. 30).
54 Хёйзинга Й. Указ. соч. С. 249.