2
ТОМ 1
Содержание 2
Введение 5
Глава 1. Создание Рисовальной школы для вольноприходящих. Предпосылки организации, историко-художественная проблематика первого этапа деятельности (1839 — 1857)
1.1. Материалы и источники для изучения истории Рисовальной Школы 23
1.2. Становление национальной школы изобразительного искусства и художественное образование. Художественно-промышленные учебные заведения в первой половине XIX в. 29
1.3. Историко-культурные обстоятельства создания Рисовальной школы, ее первоначальная идейно-эстетическая, творческая и организационная концепция 46
1.4. Связи Школы с практическими задачами искусства и художественной промышленности. Подготовка мастеров-исполнителей художественно-архитектурных работ, организация класса гальванопластики, женских рисовальных классов 82
1.5. Художники-преподаватели начального периода деятельности Школы на Бирже, их изобразительное и педагогическое творчество 106 Глава 2. Рисовальная школа в эпоху утверждения новых эстетических идеалов в русском искусстве (1858— 1878)
2.1. Преобразования в Рисовальной Школе на рубеже 1850 — 1860-х гг. и их связь с художественным процессом 140
2.2. Академия художеств и Рисовальная школа ОПХ: взаимовлияние и проблемы взаимодействия 153
2.3. Художественно-промышленное направление в деятельности Школы и его значение для развития декоративно-прикладного искусства 166
2.4. Упрочение связей Рисовальной школы с художественным процессом. Творческая роль художников-педагогов 180
2.5. Значимость деятельности Д.В.Григоровича и И.И.Горностаева для отечественного искусства, их роль в развитии Рисовальной школы 195
3
ТОМ 2
Глава 3. Развитие Рисовальной школы в контексте художественного процесса последних десятилетий XIX — начала XX века
3.1. Творческие, педагогические и организационные проблемы Рисовальной школы ОПХ в художественной ситуации рассматриваемого
периода 216
3.2.Н.П.Собко как историограф Рисовальной школы 237
3.3. Роль Общества поощрения художеств в определении задач обучения, стилевых и творческих приоритетов Рисовальной школы 256
3.4. Педагоги Рисовальной школы: многообразие творческих индивидуальностей 306
3.5. Система творческих и организационных отношений ОПХ, Рисовальной школы и Академии художеств на рубеже веков 342
Глава 4. Рисовальная школа Общества поощрения художеств под руководством Н.К.Рериха (1906 — 1917)
4.1. Деятельность Рериха в ОПХ, работа в журнале «Искусство и художественная промышленность», назначение директором Школы
4.2. Связь эволюции Рисовальной школы с главенствующими тенденциями художественного процесса начала XX века
4.3. Цикл историко-художественных дисциплин. Место истории искусства в идейно-эстетических установках Школы
4.4. Обращение к национальным корням русского искусства (иконописная мастерская, музей русского искусства, практическая работа по изучению и сохранению памятников)
4.5. Педагоги и ученики Рисовальной школы - творческая связь поколений
Заключение
Библиография
358
391
436
452
464
518
524
72
творческих способностей — напротив, при вдумчивом подходе здесь открывается возможность не только для освоения определенных технических навыков и общих правил рисования, но и для понимания индивидуальных приемов и манеры известных художников.
В работе с оригиналами Рейссиг видел и возможность общего эстетического развития учащихся, и прикладной аспект: «Необходимо, при обучении рисованию людей, занимающихся ремеслами, знакомить их с лучшими произведениями, относительно форм и украшения различных предметов, дабы они могли служить им истинными образцами, способствующими к образованию вкуса». В силу такого тезиса Рейссиг уделял очень большое внимание пополнению учебного фонда, который вскоре приобрел музейное значение, а затем и стал основой коллекции художественно-промышленного музея, организованного в 1870 году.
Однако при всем том работа с оригиналами не приобрела в Рисовальной школе времен Рейссига значения основополагающего, а тем более главенствующего учебного метода. Если обратиться к брошюре Рсйссига, то мы увидим, что не меньшее, а то и большее внимание, нежели копированию оригиналов, предлагается уделять при обучении рисованию работе с натурой. Оригиналам, повторим, Рейссиг отводит роль своего рода камертона, по которому учащийся может сверять правильность использования тех или иных технических приемов. При этом объем работы по копированию уменьшается при усложнении учебных задач в ходе обучения. Впрочем, даже применительно к начальным этапам учебы Рейссиг замечает: «Необходимо, кроме упражнения в классе, заниматься ежедневно и весьма долгое время рисованием с натуры, ибо этим только способом развивается необходимый для творчества талант быстро схватывать и изображать предметы».
Еще более выразительно примат натурности определяется по отношению к старшим классам, при рисовании человеческих фигур. «Даже при копировании с лучших оригиналов наблюдательный дух ученика скорее притупляется,
73
нежели изощряется», — замечает Рейссиг. Кроме того, как пишет Рейссиг, «беспрерывное повторение глаз, носов, ушей и губ наскучит ученику и поселит в нем отвращение к рисованию»; ученик «привыкает еще смотреть на отдельные только части, а не на целый предмет в совокупности». Вместе с тем рисование фигур не исключает использования оригиналов как учебного материала, но именно как учебного материала, а не предмета копирования. И зребования к качеству оригиналов при этом весьма высоки. «Человеческая фигура, — пишет Рейссиг, — есть лучшая из всех представляющихся нам форм; она соединяет красот>' с силою и законы единства с разнообразием... Чтобы образовывать вкус, необходимо предлагать ученикам наилучшие и совершеннейшие оригиналы: из гипсовых изображений лучше антики, а из произведений новейших художников только такие, которые по совершенству более подходят к антикам»'18.
Копирование, как считает Рейссиг, неприемлемо и в рисовании для текстиля. Вообще разделы брошюры, посвященные этому виду рисования («О рисовании, изобретении и писании образцов для ситцев» и небольшой раздел «Об узорах для вышивания»), весьма любопытны и, насколько нам известно, представляют собой одно из первых подобного рода руководств в России. При рисовании узоров Д1Я тканей, замечает Рейссиг, вполне уместна «легкая своевольная игра фантазии»; даже лучшие образцы должны быть лишь образцами, а не предметом копирования. При этом декоративные возможности, которые предоставляет работа с текстилем, и выразительность текстуры ткани ни в коем случае не дают «права пренебрегать рисунком, ибо совершенство, которое фабрикант может придать ткани, требует совершенства и от рисунка, на ней сделанного». И «игра фантазии» должна основываться на общих закономерностях рисования узоров и изучении природных мотивов в узоре: «При первом взгляде на ряд образцов, можно бы подумать, что в них допускается неправильность и неограниченный произвол, что можно применить все, что только вкус и совершенное отсутствие его произвести в состоянии; но при внимательном исследовании ока-
58 Характерно, что в числе приобретений для учебного фонда были слепки с работ Б.Торвальдсена.
- Київ+380960830922