2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
История изучения темы 9
Источники 15
ГЛАВА I. Художественная культура Архангельского края в конце XVI - XVIII веках. Формирование местной иконописной традиции. 18
ГЛАВА II. Иконописные центры Архангельского края 37
Иконопись Холмогор 37
Иконопись Каргополья 66
Иконописцы Архангельска 83
Сийский монастырь 85
Соловецкий монастырь 86
Крестный монастырь 93
ГЛАВА III. Иконография святых Архангельского края 95
Создание северной иконографии 95
Преподобный Антоний Сийский 98
Праведный Артемий Веркольский 105
Преподобный Варлаам Важский 110
Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские 114
Преподобный Евфгший Архангелогородский 117
Блаженные Иоанн и Логгин Яренгские 122
Преподобный Пахомий Кенский 13 0
Праведный Прокопий Устьянский 133
Преподобный Никодим Кожеозерский 148
ГЛАВА IV. Монументальная живопись 154
ГЛАВА V. Северные иконописцы 170
Материалы и краски северных иконописцев 173
3
Игумен Феодосий Сийский 179
Архимандрит Сийского монастыря Никодим 184
Семен Спиридонов Холмогорец 195
Струнин Алексей Иванов 200
Федор Васильев Струнин 205
Григорий Попов 209
Поморские иконописцы Чалковы 212
Крестьянские иконописные артели на реке Онеге 218
Иван Иванов Богданов-Карбатовский 230
Иван Васильев Минин 238
ГЛАВА VI. Северные иконостасы 243
Онежские иконостасные мастера Спицыны 261
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 265
ПриложениеI
Аннотированный список иконописцев, работавших в Архангельском крае в XVI - XVIII веках 269
Приложение II
Аннотированный список иконостасных мастеров, работавших в Архангельском крае в XVI - XVIII веках 319
Принятые сокращения 330
32
восходит своими корнями к ростовской иконописи. Под влиянием новгородской живописи написаны краснофонные иконы: «Богоматерь с младенцем и пророк Илия» из часовни деревни Бухалово на Кенозере и «Иоанн Златоуст» из Введенской церкви деревни Кузьмино на Княжострове (обе -второй половины XV века, собрание АОМИИ). С искусством Новгорода эти произведения сближают контрастное сочетание ярких локальных цветов, плоскостность, подчеркнутое значение контура и линии. К произведениям московской школы иконописи относится икона «Сошествие во ад» XVI века, происходящая из села 11ёнокса в Поморье (АОМИИ).
Становление традиций северной иконописи восходит к концу XV -XVI века. Это совпадает со временем утверждения русского централизованного государства во главе с Москвой. Поскольку церквей на Севере тогда строилось мало, и убранство их составляли в основном невысокие одно- и двухъярусные иконостасы, то повсеместного, большого спроса на иконы не было. А тот, что был, преимущественно обеспечивался иконами, поступавшими из других регионов. Крупные заказы выполнялись приглашенными мастерами. Так, к примеру, иконы для Преображенского собора Соловецкого монастыря, строившегося в 1558 - 1566 годы, писали мастера из Новгорода.
Отдаленный Север, и особенно его монастыри, всегда притягивали боттых вкладчиков. Среди них были русские цари, князья, бояре. Назовем лишь наиболее значительных вкладчиков Соловецкого монастыря: цари Иван Грозный и Алексей Михайлович, князь Дмитрий Пожарский, келарь Троице-Сергиева монастыря Александр Булатников. На Север присылали много даров: иконы, серебряные оклады, царские врата, выполненные в лучших художественных мастерских Центральной России. Наиболее ценные из них хранились в монастырских ризницах. Известно, что патриарх Никон, основавший Крестный монастырь на Кий-острове в Белом море в 1656 году, отправил из Москвы во вновь построенную обитель несколько
33
возов с иконами и церковной утварыо. Привозные иконы служили провинциальным мастерам иконописными подлинниками, своеобразными образцами для подражания. Однако следует подчеркнуть, что подражание не было слепым, уже в ранних иконах, написанных провинциальными северными мастерами, наряду с определенной мерой зависимости от образца, присутствуют самобытные черты.
Письменные источники XVI века упоминают первых иконописцев-северян. Их мало, и работают они преимущественно в монастырях. Григорий, Иван, Михей - в Антониево-Сийском монастыре; Симеон с сыном Иваном - в Веркольском; Иван и Сенка Иванов — в Николо-Корельском. Старец Садоф писал иконы в Соловецком монастыре, а Ждан Кузнецов, Жданок Жданов, Ивашка - в поморских вотчинах монастыря. Нельзя сказать с уверенностью, что все перечисленные мастера по происхождению северяне. Не исключено, что некоторые из них пришли в северные монастыри из других регионов. Сомнение не вызывает лишь творчество местных иконописцев XVI века в поморских вотчинах Соловецкого монастыря: в Сумском остроге, Нюхче. В конце XVI века появляются свои мастера-икоиописцы и в крупных северных городах: в Холмогорах - Стенька Степанов, Давыдец Михайлов, Иван Тимофеев, в Каргополе - Федор Трофимов.
Иконы, привозимые на Север в XV - XVI веках, иконописные образцы и творчество приглашенных сюда мастеров стали основой для формирования местного искусства. Северные мастера обучались иконописи, работая в составе артелей приезжих иконописцев. Шел процесс познавания, освоения ремесла. Местные иконописцы были очень зависимы от влияния крупных художественных центров. В качестве образцов они использовали иконы разных художественных школ. Поэтому местная живопись XVI века в ряде случаев представляет собой синтез различных стилистических направлений.
- Київ+380960830922