Ви є тут

Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования

Автор: 
Наумова Вера Ивановна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2011
Артикул:
303321
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................5
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ, АРХИТЕКТУРНО - ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.........................................24
1.1 Архитектурная наука и новые технологии как теоретическая основа диалектического подхода к исследованию архитектурного творчества..................................................25
1.2 Формы, методы и средства архитектурного творчества..41
1.3 Формирование отношения к архитектуре как искусству и процессу архитектурно - художественного образования..................52
1.4 Фундаментальные и прикладные исследования в науке и отражение их в современном архитектурно-художественном творчестве......58
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ НА РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ...............................................71
2.1 Мировоззрение архитектора и исторический генезис архитектурного образования..................................71
2.2 Культурно-историческое наследие архитектурно-художественных школ и региональные особенности развития архитектурного образования.80
2.3 Традиции академического архитектурно-художественного образования.................................................86
2.4 Концепции мастеров архитектуры и новая система взглядов на архитектуру и архитектурно-художественное образование как единую систему.....................................................92
2
ГЛАВА 3. ВЕКТОРЫ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИНАМИЧНО ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ.........................................100
3.1 Контексты, теории и критерии рассмотрения архитектурного образования в изменяющихся условиях (фильтры; система, процесс, ценность, результат)........................................101
3.2 Интернациональный и национальный характер развития
архитектурного образования в контексте глобализации процесса и региональных особенностей...................................111
3.3 Процесс трансформации традиционного архитектурного
образования в инновационное................................ 128
3.4 Выбор теоретической модели системы архитектурного
образования на основе процесса интеграции образования и качественных преобразований в архитектурно- художественной практике......133
ГЛАВА 4. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ И ОТРАЖЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В
АРХИТЕКТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ...................................147
4.1 Креативность и новаторство - основа развития архитектурно -художественной практики и архитектурного образования........147
4.2 Непрерывность, последовательность, преемственность - условия и современные требования архитектурно- художественного творчества... 160
4.3 Внешние и внутренние ресурсы устойчивости архитектурных образовательных программ в едином международном образовательном пространстве................................................185
4.4 Кластерный подход в архитектурно-художественной практике и архитектурном образовании...................................197
3
города Токио (1960 г). Несмотря на техническую осуществимость проекта и экономическую рентабельность (Кендзо Танге уделяет этим аспектам особое внимание), план не был осуществлен. Тем не менее, градостроительная концепция «Токио-60» оказала огромное влияние на развитие градостроительной теории. Плану «Токио-60» предшествовал подробный анализ состояния развития Токио и подобных ему городов в 1960 году. «10 млн. человек существенно отличается по характеру от города со стотысячным или миллионным населением и потребности такого города не могу быть удовлетворены средствами, какие использовались в прошлом» [379, С.27]. Среди факторов, формирующих сущность десятимиллионного города, К.Танге называет научно-техническую революцию, бурные перемены в экономических структурах, социальных структурах и жизненной среде. Это необходимость планирования и организации системы экономических взаимосвязей, возрастающая роль средств массовой информации. К.Тнге выделяет растущий непроизводственный сектор экономики в так называемый, «третичный». Эти третичные функции будут стержневыми функциями будущего города, и именно они, а не фабрики, станут источником развития десятимиллионного города.
Говоря о физической структуре Токио, К. Танге указывает на недостатки радиальной структуры, сложившейся в средневековый период. Растущий центр «выплескивается» в пригороды, увеличивая нагрузку на транспортную сеть. Важнейшую роль, по мнению К.Танге, играют «пульсирующие потоки» индивидуального передвижения. Ключевую роль в новой свободе движения играют автомобили. Он ставит перед собой три цели:
- перейти от «радиальной» центростремительной системы к системе линейного развития;
- найти средства приведения к органическому единству структуры города, его транспортной системы и архитектуры;
33
- найти новый пространственный порядок города, который будет отражать открытую систему организации и спонтанную мобильность современного общества.
Главной и самой необычной для того времени новаторской идеей стало предложение К.Танге о строительстве Токийского залива. Новая парадигма органично связана с философией, мировоззрением, методологией. На воду выводятся жилые кварталы и соединяющие их скоростные магистрали. Вместо общественного центра он вводит «ось общественной жизни», проводя аналогию с эволюцией развития от «радиальных клеточных» к «позвоночным». Транспорт этой оси организован в трех уровнях в виде перекрывающихся циклических колец, каждое с односторонним движением, противоположным соседнему. Переход с одного уровня на другой осуществляется но пандусам. Говоря об автомобиле и его отличии от общественного транспорта, он доказал, что стало возможным передвижение «от двери до двери», в то время как, связи между улицами и зданиями изменились коренным образом. «Идея (пилонов) заключалась в том, чтобы создать общественные пространства на земле, где могло бы происходить движение, необходимое для современного общества, а пространства, в которых человек живет и работает, раз.мегцатись бы над землей» [379, С.52]. Он совершенствует идею пилонов, предлагая собирать все вертикальные коммуникации в шахту, образующую ядро здания.
Продолжая говорить об архитектурном аспекте современного большого города, К.Танге указывает на намечающийся конфликт масштабов. Магистрали скоростных потоков, которые демонстрируют сверхчеловеческий масштаб, масштаб, который никоим образом нельзя привести с архитектурной гармонией, конца прошлого и начала нового столетия. Увеличение скорости движения, как того требуют потребности растущего города, уравновесит крупномасштабносгь сооружений и приведет в дальнейшем к возникновению еще более крупных структур. С другой стороны, К.Танге отмечает растущую пропасть между долговечностью крупных сооружений и сроку службы вещей
34