Ви є тут

Художественный металл русской усадьбы конца XVIII - начала XIX веков : Композиционные и пропорциональные закономерности построения

Автор: 
Красносельская Наталья Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273521
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение..............................................................3
Глава I
Художественный металл в архитектурных ансамблях городских и загородных усадеб Москвы конца XVIII - начала XIX веков..........................18
1.1 Архитектурный металл городских и загородных усадеб Москвы и ограды их парадных дворов (конструкция и составные части оград, ворот и калиток)..............................................................21
1.2 Архитектурный металл городских усадеб, ориентированных фасадом дома по «красной» линии улицы (конструкция и составные части решеток портиков, лоджий, галерей, балконов, козырьков (зонтов) и фонарей)..............................................................60
Глава II
Анализ орнаментальных композиций художественного металла в архитектуре......................................................... 94
2.1 Закономерности орнаментальных построений в архитектурном металле классицизма.................................................... ...94
2.2 Принципы построения метрических и центрических композиций архитектурного металла классицизма...................................120
2.3 Технико-технологические особенности изготовления архитектурного металла в России в конце XVIII - начала XIX веков.................. 144
Глава III
Композиционные особенности и пропорциональные построения архитектурнодекоративного металла конца XVIII -начала XIX веков..................158
Заключение...........................................................179
Библиографический список литературы..................................185
Приложения......................................................... 198
О
Введение
Московская архитектура сохранила для своих потомков большое архитектурное наследие. Центр города и его окрестности богаты памятниками разных периодов строительства. Москва донесла до настоящего времени застройку конца XVIII - начала XIX веков, в которой одно из главных мест занимают усадьбы. «Усадьба - особый вид строительства, обусловленный экономическим развитием русского государства... Она являлась административно-хозяйственным центром владений помещика»1.
Одним из наиболее показательных периодов строительства Москвы стало её восстановление после пожара 1812 года. Ансамбли усадеб этого времени демонстрируют высокий уровень художественного единства архитектуры и декоративного искусства. В этом взаимодействии следует выделить архитектурный металл, который стал предметом данной
исследовательской работы.
Современная строительная практика предусматривает в своей
деятельности не только строительство новых сооружений, но и реставрацию старых. Поэтому вопросы, актуальные в современной архитектуре, тесно связаны с проблемой сохранения и благоустройства исторического центра Москвы и ее ближайших окрестностей. В настоящее время архитекторам необходимо знать исторически сложившуюся застройку города, правильно размещать новые ансамбли в этой архитектурной ситуации, учитывать художественные и стилевые особенности.
Архитектурные ансамбли Москвы выразительно украшались
художественным металлом. Эта традиция сохраняется до настоящих дней, поэтому сегодня особенно возрос интерес к кованому и литому металлу.
1 Тихомиров Н.Я. Архитектура подмосковных усадеб. М., 1955. С.4.
37
мастным строениям в городах Российской Империи 1809-1812 г.г.» Комиссия, рассматривая различные проекты, имеющие металлические ограды и следила за их выполнением.
В планировке городской усадьбы Н.С. Гагарина на Новинском бульваре ограда проектировалась как один из значимых элементов архитектуры. Усадьба построена по традиционной схеме: главный дом, парадный двор, отделенный от улицы невысокой оградой на каменном основании. Благодаря оригинальному плану парадного двора и использованию ограды, главный дом выделялся из общей застройки улицы. Эта схема планировки городской усадьбы повторялась во многих московских ансамблях: усадьбе Бобринских-Долгоруковых, усадьбе Долгова и других.
Существовала также и усложненная схема расположения двух парадных въездов с воротами. Особенность такой планировки заключалась в симметричном расположении по единой оси главного дома парадных въездов с воротами. Главную ось здания с боков оформляют малые оси двух симметричных въездов.
Бывший дом A.A. Яковлева на Тверском бульваре (сейчас занятого Литературным институтом) имеет традиционный план с парадным двором, отделенным от улицы оградой с двумя симметричными въездами. Парадный двор очень глубокий, имеет форму прямоугольника в плане, большей своей стороной обращен к боковым корпусам флигелей (чертеж 17). Особняк случайно уцелел во время пожара 1812 г. По периметру двора расположены службы и главный дом. Ограда, состоящая из больших и малых звеньев, сохраняет строго ритмичный в своём чередовании рисунок. Каждое звено имеет ось симметрии. Боковые флигеля украшены козырьками (зонтами). Архитектурный металл представляет собой единую композицию, органично связанную с архитектурой.
38
Композиция ограды с двумя въездами по бокам от оси симметрии ансамбля (чертеж 18) использовалась во дворце Разумовского (позднее перестроен в Английский клуб, архитектор Д.И. Жилярди). Композиция художественного металла здесь создается протяженной оградой и воротами, которые оформляет въезд на территорию парадного двора.
Ограда городской усадьбы Барышниковых на ул. Мясницкой, д.№ 42 состоит из решетки, установленной на цоколе, и двух, расположенных симметрично от центральной оси, парадных въездов (чертеж 19). Усадьба Барышниковых построена по проекту М.Ф. Казакова в 1797 -1802 годах. История усадьбы началась с 1757 года. Домом владел купец А.И. Квасников, в 1792 году усадьба стала принадлежать И.И. Барышникову. При последнем владельце усадьба была перестроена по принципу планировки с парадным двором перед домом. Усадьба включала в свой план постройки разного времени. В общую планировку усадьбы вошли палаты XVII века. Ограда с воротами связывает выдвинутые далеко вперед флигели дома и отделяет от улицы глубокий парадный двор.
Два въезда на парадный двор городской усадьбы Барышниковых расположенные симметрично, по бокам от главной оси дома. Ворота парадных въездов имеют ясную структуру орнамента и выполнены в технике ковки. Высокий портик главного дома подчеркивает центр композиции. Колоннада портика появилась, когда М.Ф. Казаков взялся за последнюю перестройку дома.
В этих городских усадьбах, построенных Д.И. Жилярди и М.Ф. Казаковым, сохранена четкая схема симметричного расположения двух одинаковых парадных въездов в усадьбу. Ясные по характеру рисунка кованые ограда и ворота удачно оформляли главный фасад усадьбы и связывали парадный двор с пространством улицы.