Ви є тут

Росписи церкви Пресвятой Богородицы (Эгри Таш) IX-X веков в долине Ихлара : К вопросу о восточнохристианской традиции в живописи Каппадокии

Автор: 
Садовская Юлия Никитична
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273869
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
1.Пещерные монастыри и храмы Каппадокии 1Х-Х1У веков.
Исторический очерк.....................................3
2.Основные проблемы изучения каппадокийской храмовой живописи и архитектуры................................15
3.«Восточный» вопрос..................................26
4.Армяне в Каппадокии. Храмы долины Ихлара............33
ГЛАВА I. ЦЕРКОВЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (ЭГРИ ТАШ)
1 .Местоположение и архитектура.......................44
2.История ктиторской надписи..........................48
ГЛАВА II. ИКОНОГРАФИЯ ЦЕРКВИ ЭГРИ ТАШ 1 .Характерные черты иконографии каппадокийских программ росписей 1Х-Х веков...................................55
2.Программа росписи алтарной апсиды...................60
3.Программа росписи свода.............................61
4.Роспись южного компартимента и северной крипты......78
ГЛАВА III. СТИЛИСТИКА РОСПИСЕЙ
1.Описание и анализ изобразительных средств живописи церкви Эгри Таш..............................................80
2.Стилистическое разнообразие каппадокийской храмовой живописи конца IX — начала X века.....................85
3.Художественные особенности живописи Ихлары..........87
4.Технико-технологический анализ росписи Эгри Таш.....96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................101
ПРИЛОЖЕНИЕ!..........................................105
ПРИЛОЖЕНИЕ И.........................................117
БИБЛИОГРАФИЯ.........................................121
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ....................................133
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ...................................134
ВВЕДЕНИЕ
Диссертация посвящена росписям кампадокийской пещерной церкви Пресвятой Богородицы (Эгри Таш) 1Х-Х веков. В работе осуществлено комплексное исследование одного памятника — его истории, архитектуры, иконографии программы росписи, стилистики и техники настенной живописи. Тема имеет подзаголовок «К вопросу о восточнохристианской традиции в живописи Каппадокии», и это определяет общую направленность исследования.
1 .Пещерные монастыри и храмы Каппадокии IX-XIV векод.
Исторический очерк
В горах Каппадокии, занимающей Анатолийское нагорье на территории современной Турции, сохранились до наших дней многочисленные монастыри, высеченные в скалах. Эти пещерные монастыри и храмы — одно из значительных явлений христианской культуры. Сохранившаяся в них настенная живопись представляет собой ценнейший материал по истории византийского и восточнохристианского искусства.
Впервые храмы Каппадокии стали предметом научных исследований на рубеже Х1Х-ХХ веков. Количество уцелевших росписей велико — больше 150,' в то время как в других регионах
1 167 — по данным издания Arts de Cappadocc. Ed. Nagel. Gcncve, 1971.
3
Среди большого числа публикаций Н.Тьерри, посвященных разным темам изучения памятников Каппадокии, выделяется обобщающая статья "К датировке церквей Каппадокии".43
Среди первых отечественных исследований по каппадокийской тематике — недавно вышедшая статья В.П.Степаненко, посвященная росписи церкви Большая Голубятня (Чавушин).44
Краткий обзор первых обследований пещерных храмов и современных тенденций изучения каппадокийских памятников вошел в книгу Л.Л.Беляева45.
Российские византологи часто обращаются к каппадокийскому иконографическому материалу как к аналогиям при поиске иконографических прототипов. В монографии Т.Ю.Царевской об аркажских фресках упоминается самый ранний предтеченский цикл в базилике Иоанна Предтечи в Чавушине46. В статье о программе Софийского собора в Новгороде Л.И.Лифшиц говорит об иконографии сцены “Отослание апостолов на проповедь”, несколько раз встречающейся в каппадокийских храмах Токалы, Чавушин и
4'N.Thierry. De la datation des églises de Cappadoce // BZ 88, 1995. P.417-455.
44B.I1. Степаненко. К интерпретации триумфальной сцены в церкви Большой Голубятни в Чавушин в Гёремс //Пилигримы. XX Международный конгресс византинистов. Сб.науч.трудов. СПб, 2001. С.51-60.
45J1.А.Беляев. Христианские древности. Введение в сравнительное изучение. СПб.,
2000. С.120, 285-287.
* Т. Ю. Царе вс ка я. Фрески Церкви Благовещения на Мячине (в Аркажах). —■ Новгород,
Килиджлар, как о родственной иконографии “Вознесения”, а также о следующих древним традициям изображениях небесных сил в Каппадокии.47
Направление, которое развивают американские ученые в Думбартон Оаксе, можно охарактеризовать как церковно-
археологическое.4'4
За последние десять лет вышли в свет несколько
фундаментальных каппадокийских исследований, различных по проблематике. В их числе — недавно опубликованная работа американского исследователя Наталии Гетерятниковой. Название
книги “Литургический план византийских церквей Каппадокии”
определяет ее цель — изучение литургического плана скальных церквей, зависимости скальной архитектуры от литургической практики, а также ее изменений с раннехристианского периода до XIII
в. В решении поставленной задачи автор применяет методологию Томаса Метьюза, определяя ее как функционально-историческую, в противоположность формалистским, визуально-статическим методам
47Л.И.Лифшиц. К реконструкции иконографической программы и литургического контекста росписи софийского собора в Новгороде I 108 г.
//Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. — СПб., 1994.
*я N.B.Tcteriatnikov. The Liturgical Planning of Byzantine Churches in Cappadocia. OCA, 1996. См. также Teteriatnikov N. The Design of the Double Sanctuary Screen in Some Transverse-nave Churches of Byzantine Cappadocia //Iconostasis. Origins-Evolution-Symbolism. Abstracts of papers. Ed. by A.Lidov. Moscow, 1996.