Ви є тут

Псковская иконопись ХIII - начала XY веков : к уяснению понятия местная школа.

Автор: 
Реформатская Мария Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1979
Артикул:
279328
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -ВВЕДЕНИЕ.
Диссертация посвящена иконописанию Пскова Ш - начала ХУ веков.
В основе исследования - несколько десятков памятников, хранящихся в музеях Москвы, Ленинграда, Пскова и Новгорода. Большинство из них - достоверно псковского происхождения и лишь небольшую часть составляют иконы, принадлежность которых Пскову устанавливается по стилистическим признакам. Исследуемые иконы экспонировались на реставрационных выставках 20-30-х в Москве и за рубежом* и в послевоенные десятилетия - в Москве и Ленинграде2. В 1970 году в Москве по инициативе ВХНРЦ им.И.3.Грабаря была устроена первая монографическая
о
выставка "Живопись древнего Пскова .
Подзаголовок работы - "к уяснению понятия "местная школа" - говорит о том, что в центре внимания автора находятся вопросы локального своеобразия псковской живописи. Напомним, что особенности местного своеобразия не только Пскова, но и других древнерусских центров - это то, что в наибольшей мере привлекает сейчас внимание исследователей. И такая установка отвечает во многом самой природе средневекового искусства. С одной стороны, здесь сказывается его преобладающая имперсо-нальность, слабая выраженность личного творческого начала или прооТч/ безвестность мастеров, с другой - сама разобщенность или относительная замкнутость средневековых центров культуры, их порой повышенная сосредоточенность на разработке только им присущих особенностей. Можно сказать вообще, что поиски новых очагов иконописаяия, распределение икон по локальным центрам и установление границ между ними составляли едва ли не главный пафос изысканий ученых за последние полстолетия.
И бесспорно, что их работы обогатили науку, придав большую
- 3 -
4
конкретность картине развития древнерусского искусства . Отмечая заслуги советского искусствознания, В.Н.Лазарев писал еще в 1958 году: "топографическая классификация материала получила наконец долгожданное подтверждение"8, а в другой уже более поздней работе отметил, что "большим завоеванием нашей науки о древнерусском искусстве является уточнение понятия отдельных школ"ь (1967).
В свете интересов к местному своеобразию памятников развивалось до сей поры и изучение псковского искусства. О своеобразии исторического пути Пскова, о сходстве и отличиях этого пути от новгородского историки писали еще с середины XIX
7
века . Поздней заговорили о самостоятельности псковской культуры и еще позже - о самобытности псковской живописи - по мере того, как становилось известным все.больше псковских произведений. Не располагая материалом старше ХУТ века, дореволюционные коллекционеры и исследователи говорили сначала о "псковских письмах", которые рассматривались как разновидность новгородских8. Сюда включали четырехчастную икону из Благовещенского собора Московского Кремля, написанную псковскими мастерами приглашенными Иваном Грозным после пожара 1547 года и упомянутую в известном "Розыске дьяка Висковатого"9, далее шли экспонаты выставки 1913 года*8, принадлежащие московским собирателям иконописи С.П.Рябушинскому, А.В.Тюлияу и братьям Чириковым, а также иконы церковных и частных собраний Пскова, указанные в путеводителях и изданиях, посвященных памятникам местной псковской старины**. Опираясь на данный круг произведений (принадлежность которых к Пскову во многих случаях не доказана), А.Грищенко в книге "Русская икона как искусство живописи"*^ тем не менее первый поставил вопрос о необходи-
- 19 -
до труднее сделать на материале архитектуры (подвергшейся сильным переделкам), монументальной живописи (сохранившейся в виде фрагментов всего лишь нескольких фресковых циклов) или рукописной книги (немногочисленные образцы которой по уровню живописного оформления - орнаменту и лицевой миниатюре - не являются оригинальными или значительными произведениями псковского искусства)44. Произведения псковской живописи образуют выразительную картину формирования своеобразия псковского искусства, его путей от первых разобщенных проявлений еще на начальной стадии до отработки целой совокупности признаков, составляющих стойкую и протяженную традицию псковской "школы".
В целях выяснения этой проблемы мы предлагаем внести некоторые уточнения в периодизацию псковского иконописания. Обычно историю псковской живописи делят на два больших периода,
_ 4^
соответствующие двум эпохам в истории Пскова , разделительным рубежом для которых служит 1348 год - дата утверждения независимости Пскова и перехода его со статуса "пригорода" Новгорода на положение его "младшего брата". Причем "классической" порой развития местного своеобразия искусства считают Х1У-ХУ века.Кроме того, внутри этих больших периодов материал распределяют по столетиям - ХШ, Х1У, ХУ и частично ХУ14° -оттеняя смену разных стилистических фаз, более или менее совпадающих со сменой веков. Однако, нам кажется, правильней было бы, исходя из особенностей самих памятников, различать в иконописании Пскова следующие этапы: ранний (середина ХШ -первые две трети Х1У вв.), средний (последняя треть Х1У -начало ХУ вв.) и поздний (зрелый ХУ - начало ХУ1 вв.). Эти этапы не одинаковы по своей временной протяженности и конкретному содержанию, что мы и будем показывать в данной работе.
- 20 -
Не менее важно оговорить и хронологические пределы избранные для нашего исследования. С наибольшей рельефностью описанные различия типов местного своеобразия давали себя знать на протяжении ХШ - начала ХУ веков. Для первого из этих типов в большей степени показательно развитие псковской иконописи с середины ХШ до последней трети Х1У веков, а для второго - с последней трети Х1У по ХУ и отчасти ХУ1 века. Из этого последнего этапа мы привлекаем только то время, когда псковская школа уже окончательно оформилась и когда вместе с тем возникали ее наиболее яркие произведения. На протяжении зрелого ХУ века псковская иконопись, сохранявшая все качестваЧико-лы", в то же время во многом утратила тот внутренний пафос, который был характерен для произведений конца Х1У - начала ХУ веков. Это позволяет нам коснуться иконописи ХУ века только в заключении и в достаточной мере бегло.
Общее число икон, так или иначе приписываемых Пскову,насчитывает сейчас уже около сотни памятников, и из них несколько десятков таких, чья принадлежность к Пскову совершенно безусловна. Однако, если узнавание местных псковских черт дается уже сравнительно просто, то с датировками псковских икон обстоит дело гораздо сложнее, и внутри общих контуров псковского иконописного наследия оказывается нелегко произвести подробные разграничения, выстроить стройный эволюционный ряд.
Мы не располагаем о произведениях псковской иконописи почти никакими документальными свидетельствами. Этот недостаток не могут восполнить и данные о местах нахождения икон, как правило попавших туда в разное время из более древних храмов. Серьезную трудность в датировке псковских икон создают особенности их стиля. Устойчивость характерных живописных примет делает разновременные произведения внешне удивительно