2
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИСИИ О КАМЕННОМ 24
СТРОЕНИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И МОСКВЫ.
Формирование идеи «регулярства». 24
Создание Комиссии о каменном строении. 36
Нормативные акты первой половины 1760-х гг. 42
Расширение круга задач Комиссии. Середина 1760-х гг. 48
Определение принципов работы Комиссии. Рубеж 1760-1770-х гг. 53
И. Е. Старов как архитектор Комиссии (1772-1774). 58
Комиссия при И. М. Лейме. 61
Переход к повсеместной перепланировке. 63
Проблема авторства и творческого метода
в массовом проектировании. 69
Глава И. ВВЕДЕНИЕ «РЕГУЛЯРСТВА» НА РЕГИОНАЛЬНОМ 76 УРОВНЕ (НОВГОРОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ - ТВЕРСКОЕ НАМЕСТНИЧЕСТВО)
Реконструкция Твери (1763-1767). 77
Планы городов Новгородской губернии (1766-1775).
Деятельность Я. Е. Сиверса. 86
Проекты переходного периода (1776). 97
Планы городов Тверского наместничества. 102
Глава III. РЕАЛИЗАЦИЯ «РЕГУЛЯРНЫХ» ПЛАНОВ 118
В ГОРОДАХ ТВЕРСКОГО НАМЕСТНИЧЕСТВА.
Особенности нового облика Твери. 118
Нанесение планировок и жилищное строительство в уездных 124 городах.
Общественные здания - участки наибольшего «регулярства». 136
з
Исполнительная вертикаль «регулярства» в наместничестве: кадры и организации. 148
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
ПРИМЕЧАНИЯ 166
БИБЛИОГРАФИЯ 187
ПРИЛОЖЕНИЕ: Персоналии (извлечения из архива Комиссии 197 о Каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы)
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 207
ИЛЛЮСТРАЦИИ 213
26
С точки зрения приверженцев «регулярности», в России
накануне петровских преобразований не было ни одной сферы жизни, полностью подходящей под это понятие. Рыхлый государственный аппарат, полупрофессиональная армия, пестрота сословий - казалось, все свидетельствовало о царящем хаосе. Введение в чем-либо «нового порядка» влекло за собой организацию на месте этого «хаоса» жесткой структуры, все составные части которой систематизировались и иерархически выстраивались. Вводились строгие классификации: городов - по значению и величине; учреждений - по функциям и полномочиям; чиновников - по классам «Табели о рангах», и т. д. Сфана милитаризировалась; роль армии (наиболее «регулярной» части общества) неуклонно росла. Сформировалась подробная нормативная база и мощный бюрократический аппарат. Наряду с подчинением принципу «регулярности» различных сторон государственной жизни были сделаны и первые шаги по упорядочению пространства.
Европейское градостроительство предоставило для этого инструментарий, как нельзя лучше отвечавший запросам Петра. Еще Р. Декартом был разработан ряд математических положений, приложимых к планировке городов (их влияние на развитие градостроительной теории проанализировано Т. Ф. Саваренской)9. Сформировался ряд принципов, предполагавших, в частности, что при проектировании города необходимо исходить из всей его территории, подразделяемой на нужное количество частей (кварталов, улиц площадей, перекрестков), выраженных через наделенные общим модулем простейшие геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, прямую линию). Данные правила легли в основу целой градостроительной традиции - развивающей идеи, заложенные еще в проектах ренессансных идеальных городов, но в большей степени прошпанной математической логикой. Результатом распространения таких взглядов стало возникновение культа «красной линии» и сетки прямоугольных кварталов.
В Россию эти идеи проникли вместе с иностранными специалистами и
27
учебниками по фортификации. Новая система удачно вписывалась в концепцию «регулярног о государства» и полностью соответствовала вошедшим в моду представлениям о пронизывающих мир математических закономерностях. Геометризм в градостроительстве не только нес практические удобства. Он выражал мировоззренческую позицию, согласно которой само «естество во всех своих делах и в самых малейших по геометрическим правилам поступает, чего ради нам сей путь необходимо знать должно, ежели мы естеству в самые внутренние его и сокровенные проходы последовать хотим»10.
Однако внедрение импортированной градостроительной концепции натолкнулось на отсутствие мировоззренческой и организационной готовности органично воспринять новые идеи. Хотя решение конкретных задач, находившееся в компетенции иностранных специалистов и их первых российских учеников, уже в это время приводило к формированию отдельных участков пространственной «регулярности», острая нехватка национальных кадров в сочетании с естественной инерционностью мышления делала невозможными решительные изменения в характере градостроительной практики этого времени. Недостаток опыта и отсутствие устойчивых традиций «регулярной» архитектуры не позволяли свести в систему поверхностно усвоенные правила, адаптировать их к российской почве и создать универсальный набор требований, понятных и очевидных каждому участнику мероприятий по «преображению пространства». Поэтому строительное законодательство оказалось в числе сфер, наименее затронутых регламентирующим влиянием. Оно выражалось главным образом в откликах Петра на различные запросы по работам в новой столице, призванной стать моделью «регулярного» устройства. Это были конкретные решения в отношении как всего Пегербурга (например, указ 1715 г. «О смотрении, чтоб никто против указу и без чертежа архитекторского нигде не строился»11), так и его отдельных частей (последнее широко представлено в резолюциях царя на докладах Полицеймейстерской канцелярии, обращавшейся к нему за
- Київ+380960830922