Ви є тут

Графика художников Голубой розы : в контексте взаимовлияния искусства Запада и Востока на рубеже XIX - начала XX вв.

Автор: 
Кочемасова Татьяна Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
277757
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение................................................ с. 3.
Часть I. Графика художников «Голубой розы» как этап развития европейской графики эпохи модерн.
Глава 1: Европейская графика начала XX века и ее влияние на
русскую графику модерна................................... с. 17.
Глава 2: «Мир игры» О. Бердслея........................... с. 32.
Глава 3: Графика «Голубой розы» в контексте взаимовлияния
искусства Запада и Востока на рубеже XIX - начала XX вв с.53.
Часть II. Основные направления художественного развития мастеров «Голубой розы» в графике.
Глава 1: Теоретические и художественные искания мастеров русской
графики эпохи модерн...................................... с.65.
Глава 2: Влияние творчества М.Врубеля и В.Борисова-Мусатова на
графику «Голубой розы»....................................... с. 73.
Глава 3: Графические ипостаси «голуборозовцев»: книжная и
журнальная графика; акварель................................. с. 82.
Заключение................................................... с. 150.
Примечания..................................................... с. 152.
Список литерату ры............................................. с. 156.
Приложение.
3
Введение.
Уникальность и своеобразие изобразительного искусства первого десятилетия XX века привлекало и продолжает привлекать большой интерес. Во всем мире издано множество работ, охвативших практически всю проблематику искусства эпохи модерн. И, несмотря на это, периодически возникают темы и проблемы доселе еще не изученные, или требующие дополнительного, более глубокого изучения
Данная работа посвящена подробному исследованию графики художников «Голубая роза» в контексте процесса взаимовлияния культур Запада и Востока рубежа XIX - начала XX веков. В этот период в Европе получают особо яркое и интенсивное развитие искусство графики стиля модерн. Используя разные техники этого вида изобразительного искусства, художники ведут пластические поиски, окрашенные яркими экспериментальными оттенками, особенно в области композиционного построения, визуальных эффектов.
Наряду с распространенными произведениями выдающихся мастеров европейской графики этого времени - О.Бердслеем, Г.Фогелером, О.Редоном модерн в России представлен не менее талантливыми примерами творческого поиска в области графики - в Санкт-Петербурге, это, безусловно, объединение «Мир искусства», в Москве - «Голубая роза». Именно мастера - «голуборозовцы» участвовали в оформлении знаменитых художественных журналов, регулярно издававшихся в Москве, ярко проявили себя в искусстве книжной иллюстрации, на время, став законодателями московского стиля графики первого десятилетия XX века.
На сегодняшний день творчество мастеров «Голубой розы» изучено достаточно хорошо, однако большинство исследований по этой теме в большей степени обращено к живописи.
В ходе изучения графики художников «Голубой розы», среди материалов использованных для исследования, основополагающими явились
20
красивыми картинками. Где-то получалось интересно и живо, где-то однообразно и скучно.
Однако, в конце XIX века книге предстояло пережить ряд «реформ», а вместе с ними и лучшие годы жизни. К этому времени в области иллюстрации пробовали себя корифеи русской живописи второй половины XIX века: И. Репин, В. Суриков, В. Серов, В. Васнецов, рисунки Л. Пастернака к роману Л. Толстого «Воскресенье», иллюстрации М. Врубеля к произведениям М.Ю. Лермонтова.
Но, подлинными реформаторами книжного искусства в России стали петербургские художники объединения «Мир искусства». Среди множества интересов молодых художников (живопись, театр, публицистика), книга занимала одно из ведущих мест в их деятельности. «Недавно еще упадок ее был полный, не только у нас в России, повсюду. В особенности же у нас русские книги и русские иллюстрации от 1860-х до 1890-х годов представляют собой какую-то систематическую демонстрацию безвкусия и, что еще знаменательнее, просто небрежности, безразличия»6- так дерзко и самонадеянно оценил произведения предшественников лидер «мирискусников» А. Бенуа.
Интерес к обновлению книги «занесло» (как и другие модные «вирусы») из Европы, где процесс уже шел полным ходом. «В особенности соперничают друг с другом Англия и Германия. Здесь изящество достигло уже виртуозности и здесь графика в прямом смысле встречает себе помощь и дополнение во всей технике «книжного убранства».7
В первую очередь выдвигается тенденция к новому осмыслению книги. Один из самых тонких и поэтичных вариантов эстетического осмысления книги выдвинул С. Малларме. Примером служит его «Книга» -
«утопическая, тотальная, сверхчеловеческая, в которую вливается весь
8 ^ мир» -, замысел которой, складывался еще в 1860-е годы.
21
Книга «в сравнении с печатной полосой сложенный лист обладает почти религиозными признаками» - пишет Малларме. «В особенности они явственны тогда, когда листы лежат стопкой один на другом, - тогда они безусловно представляются маленькой гробницей, воздвигнутой над душой»9.
С новой книгой должен был появиться и новый читатель. «Если говорить о том, как я читаю сброшюрированную книгу, то обыкновенно я размахиваю ножом, словно повар, вознамерившийся перерезать горло курице. Девственные складки печатного листа готовятся к тому же жертвоприношению, от которого сочился кровью обрез старых фолиантов, мы вонзаем оружие или разрезной нож, чтобы добиться победы... Так слепо, неучтиво нападение, завершающееся разрушением этой хрупкой ломкости.
Казалось бы, симпатии должны быть отданы газете, которая защищена от подобного обращения. И, однако, влияние газет тлетворно; газета вызывает раздражение, она неудобочитаема, литература ее обличает, газета монотонна в сравнении с божественной книгой - она остается отвратительной полосой размером в лист, которую усердно распространяют в сотнях и сотнях экземпляров».10
В этих небольших абзацах заложены идеи, ставшие основными в концепции обновленной книги. Это осмысление книги как раритетного, элитного искусства для избранных. Яркий пример практики - любительские дорогие издания - «книга художника» или «художественная книга», произведения «мирискусников» и «голуборозовцев» рассчитанные на небольшое количество экземпляров.
Литературные мотивы набросков «Книги» Малларме: охота, погоня за наслаждениями, балы и фейерверки роднят их с мотивами живописцев и графиков модерна.
В тех же набросках неосуществленной работы Малларме уделял большое внимание форме и архитектонике своей «Книги». Много нового