Ви є тут

Градоэкономические принципы развития местных центров : На примере периферийных малых городов и районных центров Поволжья

Автор: 
Пшеничникова Светлана Игоревна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
270084
179 грн
Додати в кошик

Вміст

-1 -
Оглавление.
Стр.
Введение...................................................................3
Глава I. Мировой опыт решения градоэкономических проблем регионов.
1 Терминологическое определение местных центров....................15
2. Роль местных центров в совершенствовании территориально-пространственной организации регионов
2.1. Программы градоэкономического развития регионов.
2.1.1. Зарубежный опыт...................................18
2.1.2. Отечественный опыт................................25
2.2. Опыт архитектурно-планировочной организации местных центров регионов.
2.2.1. Зарубежный опыт...................................34
2.2.2. Отечественный опыт................................41
3. Анализ критериев градоэкономической оценки местных центров регионов ...........................................................44
4 Выводы по первой главе...........................................49
Глава II. Принципы архитектурно-планировочной организации местных центров.
1. Характер пространственного взаимодействия поселений в урбанизированных регионах.
1.1. Анализ планировочного каркаса Поволжского региона........54
1.2. Формирование границ местных систем Самарской области... 58
1.3. Специфика формирования коммуникационных связей на
территории Самарской области.............................59
1.4. Области Дирихле..........................................61
2. Степень активности природно-антропогенного комплекса при формировании местных систем Самарской области.
2.1. Природный каркас местных систем..........................63
2.2. Производственный каркас местных систем...................65
2.3. Градостроительный каркас местных систем..................68
2.4. Инфраструктурный каркас местных систем.
2.4.1. Характеристика транспортной сети..................70
2.4.2. Состояние инженерных сетей........................71
2.4.3. Уровень развития связи............................72
3. Типология местных центров Самарской области.
3.1. Конфигурация и тип планировочной структуры местных
центров..................................................74
3.2. Специфика функционально-планировочной организации местных центров.
3.2.1. Общественная зона.................................77
3.2.2. Селитебная и производственная зоны................79
4. Особенности местных центров Самарской области в новых экономических условиях..............................................82
5. Выводы по второй главе...........................................84
-2-
Глава НІ. Рекомендации по градоэкономическим принципам развития местных центров.
1. Градостроительные стратегии использования природно-антропогенного комплекса местных центров.
1.1. Экономическое развитие...................................90
1.2. Компетенции органов местного самоуправления.
1.2.1. Регулятивно финансовая политика..................94
1.2.2. Землеустройство..................................94
1.3. Землепользование.
1.3.1. Дифференциация земельного налогообложения 97
1.3.2. Регулирование землепользования...................98
2. Принципы архитектурно-планировочной организации местных центров
2.1. Транспортно-пешеходные связи............................101
2.2. Функциональное зонирование..............................104
2.3. Ландшафтно-эстетическая и архитектурно-планировочная
организация общественного центра.......................109
3. Выводы по третьей главе.........................................112
Основные выводы и предложения............................................119
Апробация работы и внедрение ее научных результатов Словарь терминологических понятий.
Библиографический список.
Приложения.
-18-
градоэкономического потенциала ЦМС; дает возможность сформулировать основные вопросы, которые необходимо учитывать при формировании методической основы устойчивого функционально-планировочного, экологического, социально-экономического развития периферийных малых городов и районных центров области. С этой целью проанализирован и систематизирован зарубежный (Великобритания, Польша, Франция и Германия) и отечественный опыт (Московская, Волгоградская и Самарская области) на предмет включения периферийных территорий в градоэкономйческие программы территориально-пространственного совершенствования среды обитания.
2.1. Программы градоэкономического развития регионов.
2.1.2. Зарубежный опыт.
В 1944 году перед правительством Великобритании встали вопросы децентрализации населения из внутренней, густо населенной части Большого Лондона, во внешние его районы; ликвидации трущоб во внутренней части Лондона и предоставления жилья 1000 человек. Ранее расселение людей осуществлялось за счет прироста территории города (строительство жилищ на периферии конурбации). Возникала проблема «расширения городских территорий и рассеивания агломераций». Так, в 1801 году зона, насчитывающая тысячу жителей на квадратный километр простиралась на 6 км. от центра Лондона, а в 1921 году - на 21 км. /9, 11/.
Помимо планировочных проблем, связанных с неконтролируемым ростом высокоурбанизированных зон, периферийные центры Великобритании играли лидирующую роль в следующих градоэкономические вопросах: преодоление последствий второй мировой войны, повсеместной разрухи, особенно ярко проявившаяся в сельской местности; предотвращение массовых перемещений рабочей силы в центр агломерации из периферийных аграрных графств; размещение огромного потока мигрантов из-за границ страны; снижение уровня безработицы, возникшего в связи с тем, что большинство производственных предприятий было разрушено. Для снятия перечисленных проблем градостроителями
-19-
Великобритании были предложены программы, акцентирующие внимание на градоэкономическое развитие периферийных центров.
Так, «План развития Большого Лондона» (Аберкомби, 1944 г.) предусматривал территориально-планировочный рост центров с численностью 50 тыс.чел., расположенных на расстоянии до 80 км. от столицы и прием центрами 600 тысяч переселенцев. Эффективный контроль землепользования и строительства жилья для мигрантов нуждался в «Законе о городском и сельском планировании, 1947 г.» (создание местных органов планирования, контроля и управления развитием; разрешение продажи земли частным предпринимателям).
Другим примером, иллюстрирующим градоэкономические возможности периферийных центров, является «Концепция зоны роста, 1963 г.»: определение частей региона с лучшими перспективами экономического роста и концентрация государственных капиталовложений в инфраструктуру (транспорт, связь, электроснабжение и др.). Было предложено развивать градоэкономическую базу центров, удаленных на 79-130 км. от Лондона, как наиболее перспективных центров, способных решить транспортные проблемы, вопросы деконцентрации населения и экономики.
Совершенствование программы 1963 года привело к выработке «Концепции развития центров роста. 1970 г.». расположенных на различных расстояниях от Лондона. К 1970-м годам потребовались новые взгляды на управление развитием периферийных центров, возникла необходимость перехода к новой структуре управления, обеспечивающей экономически эффективную и социально полезную деятельность органов местного самоуправления; охватывающей территорию, проблемы, планирования которой следует анализировать и решать взаимосвязано /16, рис. 2а/.
Таким образом, ставя вопрос о целостном функционировании периферийного центра и зоны его влияния (территории единого градоэкономического анализа), проблема рассматривается лишь с социально-экономических позиций, а планировочные принципы их развития отсутствуют. Прослеживается отсутствие рекомендаций по методике