Ви є тут

Становление музейной деятельности в Смоленском крае : Начало XIX - первая треть XX вв.

Автор: 
Иванов Михаил Вадимович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
270727
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................................3
Глава I. Зарождение и развитие музейной деятельности в Смоленском крае в начале XIX - конце 10-х гг. XX вв.................................................19
1.1. Частное собирательство.........................................................19
1.2. Выставки.......................................................................29
1.3. Мрей при общественных организациях.............................................43
1.4. Городские и земские музеи......................................................57
1.5. Частные мрей...................................................................71
1.6. Мрей при учебных заведениях....................................................79
1.7. Полковые музеи............................................................... 85
Глава 2. Развитие музейной деятельности в Смоленском крае
в конце 10-х - начале 30-х гг. XX в.................................................92
2.1. Создание системы органов управления музейным делом. Национализация культурных ценностей. (1918 - нач. 1921 гг.)........................................92
2.2. Мрей - государственные учреждения. Строительство государственной
музейной сети. (1919/1920 - 1924 гг.)..............................................106
2.3. Развитие мрейной деятельности в середине 1920-х гг.
(1925-1928 гг.)....................................................................126
2.4. Развитие мрейной деятельности в конце 1920-х - начале 1930-х гг.
(1929-1933 гг.)....................................................................140
Заключение........................................................................158
Примечания........................................................................162
Список использованных источников и литературы.......................................210
Приложения........................................................................227
Список сокращений..................................................................242
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Тема диссертационного исследования представляет собой важную грань проблемы «Культура российской провинции».
В многообразии видов культурной деятельности музейная деятельность является одной из наиболее сложных. Под мрейной деятельностью понимается система практической, познавательной и ценностно-ориентационной деятельности, направленной на выявление, сохранение, изучение и использование культурного наследия. Все составляющие музейной деятельности тесно связаны друг с другом и находятся в постоянном взаимодействии. В исследовании рассматриваются различные исторические формы организации музейной деятельности, представленные в региональной культурной практике. В современных условиях, когда музейное дело в нашей стране модернизируется, анализ опыта и судеб ранее существовавших форм организации музейной деятельности представляет значительный интерес.
Система музейной деятельности всегда несет- на себе отпечаток регионального культурного своеобразия. Смоленщина является краем с давними, устоявшимися музейными традициями, обращение к которым представляется важным для современного музееведения. Благодаря издавна проходившим по территории Смоленщины коммуникациям, этот регион оказался зоной мощных межкультурных взаимодействий. В крае, сохранявшем на протяжении длительного времени свою культурную специфику и одновременно подвергавшемся сильному влиянию центра, наиболее ярко проявилась интенсивность культурных процессов, в том числе и в сфере музейной деятельности.
История музеев Смоленщины представляет нам широкий спектр вариантов становления музейной деятельности. В связи с тем, что наша страна движется в направлении создания институтов гражданского общества, учет как положительного, так и отрицательного опыта частных начинаний, общественных инициатив и государственного строительства, накопленного на Смоленщине, является особенно актуальным. Реализация в Смоленской области новой Программы развития культуры, в которой немалое место отводится модернизации музейного дела (1), требует осмысления пути, пройденного музеями региона, для нахождения оптимальных организационных решений.
23
«Современник» с автографами поэта, а также издания с автографами В.А.Жуковского, князя П.А.Вязсмского, Н.В.Гоголя, В.И.Даля, других отечественных и зарубежных поэтов, писателей, философов и историков. Ядро библиотеки составляло и значительное собрание старопечатных книг (14).
После событий 1917 г. это уникальное книжное собрание перестало существовать: 286 книг было отправлено в Москву и передано в библиотеку университета (15), остальные издания, вывезенные в уездный центр Сычевку, погибли (16).
В Сычевском уезде «превосходная библиотека» была и у владельца усадьбы Юшино Николая Александровича Г'еннади (17). Несмотря на то, что нам неизвестен ее состав, эта библиотека заслуживает отдельного упоминания. Дело в том, что знакомство с ней сына Н.А.Гсннади - Григория Николаевича, приобщившегося к книгам отца еще в детстве, предопределило его последующий интерес к библиофильству и библиографии. Став впоследствии крупнейшим отечественным библиографом, Г.Н.Геннади был и одним из самых заметных коллекционеров своего времени. Однако его личная библиотека, в которой насчитывалось около 15000 томов и собрание литографированных портретов (около 6000 листов) топографически не были связаны со Смоленщиной, а находились за границей, где большую часть времени жил их владелец (18). Тем не менее, память о себе как коллекционере Г.Н.Геннади сумел оставить и на Смоленщине: являясь некоторое время почетным смотрителем Сычевского уездного училища, «он подарил этому учебному заведению отличную им самим подобранную библиотеку», к которой сам же и составил каталог (19).
Во второй половине XIX в. переживаемый в России интерес к русским древностям, а также к современным той эпохе предметам народного быта и творчества вызвал к жизни появление историко-этнографических коллекций. На Смоленщине такое направление коллекционирования было представлено собранием княгини М.К.Тснишсвой, владелицы усадьбы Талашкино (Смоленский уезд). На рубеже XIX - XX вв. Талашкино являлось широко известным центром отечественной культуры. Здесь первоначально находилась и принадлежавшая Тенишсвой знамени гая коллекция русских древностей, церковной старины, предметов этнографии, произведений декоративно-прикладного и народного искусства, в создании которой существенную помощь княгине оказал И.Ф.Барщсвский. В конце XIX в. на основе коллекции был организован частный усадебный музей, в 1905 г. перемещенный в Смоленск (20).
24
Необходимо отметить, что усадебное коллекционирование имело подчас сугубо научные цели. Это происходило в тех случаях, когда владельцами усадеб являлись ученые. В таких усадьбах, как правило, хранились собранные в результате разнообразных путешествий и экспедиций научные коллекции, а также библиотеки и архивы. На Смоленщине в качестве примеров такого коллекционирования можно привести собрания известного путешественника, исследователя Центральной Азии Н.М.Пржевальского, находившиеся в его усадьбе Слобода (Поречский уезд) (21), и коллекции археолога и этнографа Е.Н.Клетновой в усадьбе Кочетово (Вяземский уезд) (22).
Собирательские интересы владельцев усадеб практически никогда не ограничивались каким-то одним направлением. Так Барышниковы наряду с произведениями живописи и графики сосредоточили в Алекснно собрания фотографий, фарфора, бронзы, охотничьего оружия, тканей, усадебный и фамильный архивы (23). Многочисленные произведения искусства, принадлежавшие этой семье, хранились и в другой их усадьбе - Николо-Погорелое (24).
Волковым принадлежат находившаяся в Хмелите библиотека редких книг (25).
Хозяева Дугина являлись обладателями мебели стиля «ампир», произведений живописи и скульптуры (среди которых выделялись картина Ж.-М.Натгье «Битва при Лесной», бронзовая статуя графа Н.И.Панина работы М.М.Антокольского и мраморный бюст графини М.Р.Паниной, выполненный Ф.И.Шубиным), а также большого собрания графики (гравюр, акварелей, эстампов). В усадьбе находился и архив графа Н.П.Панина (26).
Пристрастия М.К.Тснишевой, не замыкавшиеся на предметах отечественной старины и этнографии, выразились и в ее увлечении изобразительным искусством. Княгине принадлежало довольно значительное число произведений живописи современных ей авторов (27). С помощью А.Н.Бенуа Тенишева собрала и уникальную коллекцию акварелей и рисунков видных отечественных и зарубежных мастеров графики (28), включавшую работы К.П.Брюллова, М.Зичи, И.Н.Крамского, П.А.Федотова, Ф.Ьуше, Ж.Л.Мейсонье, А.фон Менцеля, Я.Тинторетто и целого ряда других художников. Указанное собрание, в 1897 г. выставлявшееся для обозрения в Петербурге (29), к сожалению, вскоре распалось. Правда, оно, как и собрания Г.Н.Геннади, топографически очевидно не было связано со Смоленщиной.
Приведенные примеры являют, на самом деле, лишь очень малую часть реально существовавших разнообразных усадебных собраний. Значительные коллекции