Ви є тут

Музейный парк как форма презентации археологического наследия

Автор: 
Дробышев Андрей Николаевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
301966
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
2
2
Введение........................................................3
Глава 1. Археологическое наследие в системе культуры............16
1.1 Историко-культурное наследие и нормативно-правовая база охраны памятников в России................... •..........................16
1.2 Историко-культурное наследие как важнейший элемент политики в области туризма.................................................41
1.3 Опыт музеефикации и типология музеефицированных объектов археологии в России и за рубежом................................64
Глава 2. Концептуальные основы музеефикации археологических памятников.....................................................103
2.1 Методология культурно-исторического ландшафта...............103
2.2Ландшафт как элемент археологического наследия...............113
2.3 Принципы музеефикации археологических объектов..............126
Глава 3. Концепция музейного парка в окрестностях г. Лангепаса..149
3.1 Археологическое наследие в окрестностях города Лангепас.......149
3.2Проектирование музеефикации и создание музейного парка.........163
З.ЗПроект культурно-образовательной деятельности в музейном парке ..181
Заключение........................................................201
Библиография.................................................... 212
Список сокращений.................................................239
Приложения...................................................... 240
Введение
Сохранение историко-культурного наследия является жизненной необходимостью современного общества-. ЮНЕСКО ведет последовательную работу по обсуждению и решению1 проблем правового регу лирования охраны культурного- и- природного наследия [World Heritage Convention, 1972;. Operational. Guidèlines... '2005].. Мировое сообщество^ рассматривает историко-культурное- наследие* как инструмент самоидентификации:, человека, материальное свидетельство его связи со своим прошлым, традициями. Археологическое наследие как, составная часть историко-культурного наследия; является важнейшим научным источником познания; эволюции человеческого общества, ранних периодов его истории, освоения природного окружения и формирования культурных ландшафтов: [Шелов Д.Б., 1972, Марты нов: А.И., 1993,.Шульга П.И., 1992, Гусев С.В;, Загорулько À.B., 1997 и-.яр;]. Необходимость сохранности наследия в царской России подчеркивалась созданным . в начале XÏX века Императорским Археологическим обществом. Меры по* сохранению объектов истории и культуры предпринимались в советское время, начиная с первых дней революции 1917 г. В 1940-1950-е годы формируется система государственноправовой охраны. наследия, которая предусматривала практику музеефикации памятников археологии. В отечественной науке учитывались международные тенденции. В: 1964 году на II Международном конгрессе-архитекторов и технических специалистов в Венеции, при участии советской делегации была принята «Международная хартия по консервации и реставрации монументов и достопримечательных мест». Принятый в 1978 году закон- «Об охране и использовании памятников истории и культуры», в качестве одною из действенных способов охраны наследия предусматривал создание музеев-заповедников. В 1970-1980 гг. были созданы археологические музеи-заповедники: Горгиппия, Аркаим, Томская писаница, Андреевское озеро, а так же: Соловецкий, Валаамский, Гатчинский, Ясная
27
произведения с ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи. Достопримечательными местами считаются творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования- народных художественных промыслов; центры исторических поселений- или фрагменты- градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования’ народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов [Федеральный закон № 73 от 25.07.2002, ст. 3].
В современном законодательстве нет четкого юридического определения термина «историко-культурное наследие», однако, в научном обороте он употребляется очень широко. Долгое время материальное культурное наследие воспринималось практически как синоним термина «памятник». В настоящее же время памятник рассматривается в основном лишь как синоним объекта наследия. Вместе с тем, абсолютно справедливо отметила Т.Г. Миронова - «дефиниция «памятник» прежде всего, ориентируется на сохранение памяти, воспоминания; он выключен из активной хозяйственной деятельности; наследие же - это то, что передали нам предки, но передали не просто на сохранение, но для интерпретации и приумножения. Следовательно, в отличие от памятника, являющегося категорией точечной и нединамичной, объект- наследия является частью целостной и развивающейся системы наследия» [Миронова Т.Г. 2000, с. 77].
Широкое использование термина «историко-культурное наследие» началось в 1990-е гг. в археологии, истории, культурологии. Используемые сегодня термины «культурное наследие», «культурное достояние», «культурные блага», «культурные объекты», «исторические и культурные ценности», «памятники истории и культуры» и т.п. на практике нередко
.28
приводят к путанице при их соотношении между, собой и с понятием «историко-культурное наследие» в целом [Поморцева Н'.А. 2002, с. 20-28].
Д.С. Лихачев в своем проекте Декларации прав культуры, понимает под историко-культурным наследием форму закреплениям передачи'совокупного духовного опыта человечества. Выделяя1 две составляющие: духовную (язык, идеалы,, традиции) и материальную (музейные; архивные, библиотечные: фонды, памятники археологии, архитектуры, науки; и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места а другие свидетельства исторического прошлого, уникальные ландшафты, совместные творения человека и природы, современные сооружения, представляющие особую ценность сточки зрения истории, искусства и науки) [Лихачев Д.С. 1995]..
Универсальность понятия историко-культурное наследие, объясняется тем, что оно включает в себя не только памятники культуры и истории, но и окружающую: их природную и территориальную среду, уникальные историко-ландшафтные территории, инженерные сооружения; нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения-;, языки, диалекты и говоры, национальные- традиции и обычаи, исторические топонимы и фольклор, художественные промыслы и ремесла, включая, таким образом, как материальные (физические),, так и нематериальные (духовные) компоненты [World Culture Report. 2000. «Cultural* diversity, conflict and> pluralism»; Всемирный доклад по культуре, 1998].
Широкое использование в академических кругах термина «историко-культурное наследие» сделало возможным его применение в правоприменительной практике и. законодательстве субъектов РФ. Сложившийся 1990-е гг. вакуум в нормативно-правовой базе, регионы пытались решать на своем уровне, исходя из своей заинтересованности в сохранении историко-культурного наследия и имеющихся для этого средств. В? Ханты-Мансийском автономном округе в 1997 г. принят Закон: «О-сохранении и использовании историко-культурного наследия Ханты-