2
Оглавление
стр.
Введение 3
Глава 1. Социокультурные детерминанты взаимодействия
4
содержания и форм образовательной деятельности исторических музеев 18
1.1. Генезис формирования просветительных функций исторического
музея в России 18
1.2. Влияние государственной идеологии на содержание и формы политико-просветительной работы исторических музеев 27
1.3. Тенденции развития образовательной деятельности исторических
музеев в конце XX - начале XXI вв. 69
Глава II. Методологические и теоретические основания
образовательной деятельности исторических музеев 88
И. 1. Содержание образовательной деятельности исторического музея в контексте методологии исторического познания 88
II. 2. Культурологическая концепция образования как
методологическая основа образовательной деятельности музея 108
II. 3. Соотношение и взаимодействие содержания и
форм образовательной деятельности исторического музея 126
Глава III. Пути реализации образовательной деятельности
исторического музея в XXI веке 137
III. 1. Современные подходы к содержанию и формам
образовательной деятельности исторического музея 137
III. 2. Интерактивность как средство деятельного познания истории 154
Заключение 171
Библиография 175
3
Введение
Диссертационное исследование посвящено изучению образовательной деятельности исторических музеев России и ее методологическому обоснованию.
Актуальность темы исследования определяется тем, что на современном этапе в российском обществе с новой силой востребованы познавательные возможности музея, его образовательный потенциал. Значительно изменилась адресность форм, появились новые группы музейной аудитории — семья, дошкольники, люди с ограниченными возможностями. Особенно интенсивно трансформируются содержание и формы образовательной деятельности музея, которая рассматривается в музееведении как компонент музейной коммуникации и одно из ведущих направлений музейного развития. Тесное взаимодействие музеев с учреждениями образования актуализирует задачи соответствия проводимых форм с. музейной тематикой, а также совершенствования методов экспозиционного показа и работы с экспонатами. Вместе с тем существует недостаток теоретического осмысления и обоснования проблемы взаимодействия музея и посетителя.
Для изучения особенностей образовательной деятельности исторического музея необходимо определить структуру ее содержания, способы взаимодействия между содержанием и формой этой деятельности.
Особую актуальность для всех музеев, а исторических в особенности, имеет определение методологических ориентиров их образовательной деятельности в условиях современной парадигмы гуманитарного знания. Группа исторических музеев является самой многочисленной, она включает в себя общеисторические, археологические, военно-исторические, историко-бытовые, историко-революционные, историко-мемориальные и исторические экспозиции краеведческих музеев в России[426, с.56-57]. С конца 1980-х годов музеи исторического профиля в большей степени, чем другие, оказались в сложном поиске самоопределения. Многие исторические экспозиции, созданные еще в советское время, устарели. В свою очередь на базе десятилетиями не меняющихся экспозиций затруднено внедрение новых технологий образовательной деятельности музея.
С конца XX столетия в российском обществе интерес к истории сильно возрос. Значение этого интереса как важнейшего аспекта самосознания общества чрезвычайно велико. Расширение тематики исторических исследований, высокий
25
включала в начале XX столетия народные библиотеки и читальни, научные и публичные библиотеки, школы для взрослых, сельскохозяйственные курсы, культурно-просветительные общества, народные дома, народные театры, народные университеты. Важным средством внешкольного образования населения были музеи. В уставах различных музеев того времени нашли отражение задачи распространения научных знаний, содействия развитию художественного вкуса, решения проблем патриотического воспитания, воинской доблести[ 172, с.78].
Н.Ф. Федоров обращал внимание на необходимость открытости музея для всех, путь к которой находится в учении[447, с.603]. Задачу музея он видел «в возвращении жизни останкам отжившего, в восстановлении умерших, по их произведениям живыми деятелями»[447, с.587].
Крупные музеи наряду с библиотеками и архивами являлись «накопителями исторических источников»[464, с.9]. Пореформенное время характеризуется активной деятельностью научно-исторических обществ по сбору и публикации исторических источников (Археологическая комиссия, Московское археологическое общество, Русское историческое общество, Историческое общество Нестора летописца в Киеве, Археологический институт, губернские ученые архивные комиссии)[138; 172, с.49]. Научные общества сыграли важную роль в развитии наук, изучении и сохранении культурного наследия страны.
Съезды обществ стали новой формой научной жизни, обусловленной необходимостью коллективного обсуждения научных проблем[138, с.219]. Так, на первом Археологическом съезде, проходившем в 1869 году в Москве, ставились вопросы сохранения памятников древности, говорилось о необходимости введения преподавания археологии в учебных заведениях[287; 464]. Введение в научный оборот вещественных и письменных источников благотворно повлияло на развитие музейного дела[90, с. 144].
Министерство народного просвещения, в ведении которого находилось историческое образование и ключевые участки научно-исторической жизни, контролировало процесс пополнения Источниковой базы науки, увязывало с официальной идеологией систему распространения исторических знаний в. народе и комплектовало учебную литературу по истории начальных и средних учебных заведений[464, с.8].
Реформы народного образования повлияли на актуализацию образовательных и воспитательных функций музеев во второй половине XIX — начале XX века. Увеличилось время на преподавание отечественной истории в народных училищах и
26
гимназиях[336]. Большое значение придавалось экскурсионному методу в обучении, постепенно происходило осознание образовательного и воспитательного потенциала экскурсий.
В начале XX столетия наблюдается значительный рост количества экскурсий, проводимых в музеях, следовательно, и рост посещаемости. Музеи посещали различные категории населения, но преобладали учащиеся учебных заведений. Рабочие, крестьяне, мелкие служащие составляли вторую значительную и постоянную группу посетителей музеев[315, с.35]. В отчете Императорского исторического музея за 1886 год значится 8 800 посетителей, в 1889 году — 24 442 посетителя[59, с.31]. В 1907-1916 годы музей проводил от 137 до 441 экскурсий[354, с.37]. Все большую популярность приобретали лектории музеев, издавались путеводители.
С внедрением принципа наглядности было связано появление в 1860-е годы музеев образовательного характера — педагогических, школьных, музеев наглядных пособий[501, с.5]\ Педагогический музей военно-учебных заведений, созданный в Петербурге в 1864 году, стал первым в мире педагогическим музеем[501, с.8]. Он был задуман как просветительское учреждение широкой направленности, его основу составляли наглядные пособия (приборы, карты, модели, картины) и литература по народному образованию[501, с.10].
Следует отметить, что правительственное влияние на музеи было ощутимым. В обстановке нараставшего революционного движения на рубеже веков началась идеологизация музейного дела. В правительственных музеях, таких как Российский исторический музей, Русский музей, а также в проектируемых музеях Государственной думы, Национальном Романовском предполагалось ввести особые разделы, посвященные царской династии и призванные укрепить веру в незыблемость самодержавия[172, с.78].
Рубеж XIX — XX веков стал временем нараставшего интереса к русской старине, к культурному и художественному наследию. Понимание необходимости и важности музея, посвященного истории и культуре Санкт-Петербурга привело к созданию в 1907 году на общественных началах Обществом архитекторов-художников Музея Старого Петербурга. Главной задачей музея был сбор предметов, относящихся к истории Петербурга, «его основанию, застройке и расширению, а также истории его окрестностей»[308, с. 13]. Создатели музея, представители
* Школьный музей в то время преимущественно был музеем детского творчества, детского труда[501, с.29].
- Київ+380960830922