ОГЛАВЛЕНИЕ
2
Введение.................................................... 3
Глава 1. Музей современного искусства: проблемы терминологии
и предпосылки возникновения................................ 14
/
1.1. Музей и современное искусство: конфликт и
взаимодействие............................................. 14
1.2. Истоки феномена Музея современного искусства в культуре Нового времени................................................. 29
Глава 2. Институализация Музея современного искусства................ 49
2.1. Становление феномена Музея современного искусства в Западной Европе и США.......................................... 49
2.2. Становление феномена Музея современного искусства в российской культуре............................................ 68
Глава 3. Музей современного искусства: тенденции развития
музейной формы............................................. 93
3.1. Музейный предмет в Музее современного искусства............ 94
3.2. Особенности основных направлений деятельности Музея современного искусства..................................... 108
3.3. Функции и значение Музея современного искусства........... 124
Глава 4. Система музеев Людвига: «открытый» проект.................. 134
4.1. Концептуальная специфика музеев современного искусства Петера и Ирэне Людвиг............................... 134
4.2. Музей Людвига в Русском музее как реализация проекта Музея современного искусства в Санкт-Петербурге............... 145
Заключение................................................ 155
Список использованной литературы
158
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы исследования.
Широкое распространение и стремительный рост числа м^^^еев
современного искусства в мире, которые приобретают все более существ^;^^^
значение в жизни общества, определяют актуальность данной ра^З^.^
Небывалый расцвет и популярность именно этого, типа музея в посл«^^-^^
трети XX - начале XXI века на фоне общего «музейного бума» обусло^ц.^^
многими факторами социального, художественного и культурологии^ о*
порядка, что требует комплексного осмысления феномена Музея совремеГ;^^^^
искусства. Необходимо как выявление его специфики в кон"х^^ст
сопоставления с традиционной музейной формой, так и пров^*^^
сравнительного анализа отечественного и международного опыта мУ3^йх*0г
дела в области современного искусства. Такое комплексное исследо*>=»
<тние
возможно в рамках культурологического знания* изначально являющ^ интегративным, вбирающим в себя опыт и методики исследования '
наук.
Значимость изучения Музея современного искусства.
О
культурологических позиций определена также практическими потребностями
отечественной культуры. Современное актуальное искусство все х*аще
становится в нашей стране объектом выставочных и галерейных проектов Ч10
свидетельствует О возросшем интересе к творчеству современных КУДОНсЩцсов*
Поэтому вопрос о необходимости создания Музея современного ИСКуССТва ^
России является в начале XXI века одним из наиболее актуальных; он все чащ >
поднимается в средствах массовой информации, в художественной и мУзейной
среде, на научных конференциях. Неоднозначность подходов к этой т
теме
вызвана не только лежащей на поверхности противоречивостью Такого
сочетания, как «музей» и «современное искусство», которая была отмеч
с *снз
еще в начале XX века авангардистами, но и самой спецификой отечественной музейной ситуации: отсутствием свободного художественного и музейное
16
понятие «искусство модернизма», то для «contemporary> art» не существует точного аналога. Contemporary art - это более широкий термин, чем «искусство постмодернизма». Он охватывает творчество художников, работающих, начиная примерно с 1960-х — 1970-х годов, в традициях модернизма, позднего модернизма или постмодернизма, но ключевыми его характеристиками являются актуальность и тесная связь с художественным рынком'. Впервые термин contemporary art был употреблен в 1948 году, когда Бостонский музей искусства модернизма/Boston Museum of Modern Art был переименован в Институт современного искусства/institute of Contemporary Art. Тогда в качестве границы между modern и contemporary art был принят конец 1940-х годов, и современным считалось все искусство, созданное после Второй мировой войны (впоследствии получившее название «второго модернизма»)2.
Оба термина нередко переводятся на русских язык как «современное искусство», что приводит к размыванию границ между ними и применению понятия «современное искусство» в значениях modern art, contemporary art или распространению его на искусство всего XX века. Осознание данной терминологической проблемы привело к введению московской художественной критикой в качестве аналога западному термину contemporary art понятия «актуальное искусство». Однако ограничение временных рамок актуального искусства периодом существования contemporary art входит в противоречие с аксиологической составляющей понятия актуальность, предполагающей независимость употребления этого термина от времени создания произведения искусства: «Актуальное, - скорее, аксиологическая категория, которая означает лишь то, что некие артефакты современного искусства вызвали интерес, обсуждение и размышления у критиков, кураторов, зрителей, иными словами, спровоцировали дискурс»'. Кроме того, в зарубежном искусствознании существует понятие «актуальное искусство»,
: См., например: Hopkins D. After Modem Art. 1945—2000. New York, 2000; Qu’cst-cc que Part (aujourd’hui).
Redaction: Soycr B. Paris, 2002; Altshuler D. Collecting the New: A Historical Introduction // Collecting the New:
Museums and Contemporary Art / Edited by Altshuler B. New Jersey, 2007. P. 1 - 14.
2 Cai. официальный веб-сайт Бостонского института современного искусства: h ? tр ://www, icahoston. orrj
3 Савчук В. В. Указ. соч. С. 81.
17
О
также не связанное временными рамками, на что указывает искусствовед и теоретик искусства ЕЛО. Андреева: «Понятие «актуальное искусство»
образовано от немецкого «aktuelle Kunst», что подразумевает искусство современное и «злободневное». Понятие «актуальное искусство» может заменять понятия «авангард», «модернизм» для первой половины XX века и «постмодернизм» применительно ко второй его половине»1. Например, Герберт Рид в своих книгах о современном искусстве“ сознательно исключает упоминания о художниках, сохраняющих связь с живописной фигуративной традицией, на что указывает М.10 Герман1 в связи с определением сущности искусства модернизма.
Другой путь решения данной терминологической проблемы -употребление терминов modern art и contemporary art без перевода, что осуществляется не только в работах отечественных искусствоведов и художественных критиков, но также принято в международной практике неанглоязычных теоретиков.
Отсутствие единства в понимании и употреблении термина «современное искусство» осложняется многообразием подходов к самому понятию «искусство». В трудах историков и теоретиков искусства, философов и культурологов сосуществуют сегодня различные взгляды на природу художественного творчества, как основывающиеся на трудах теоретиков постмодернизма, так и восходящие к эстетическим, философским и искусствоведческим теориям нового времени (эпохи Просвещения, романтизма и модернизма). Эти взгляды на искусство определяют и понимание сущности музея, в котором также отсутствует единство: это либо «музей-храм», либо «просветительное учреждение», либо «развлекательный центр». Актуальность в общественном сознании этих концепций и их экстраполяция на Музей современного искусства создает основу для критики данной институции.
1 Андреева Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX - начала XXI века. СПб., 2007. С. 392.
2 См.: Read Н. A Concise History of Modem Painting. London, 1959; Read //. Modem Sculpture. A Concise History.
London, 1964.
3 Герман МАО. Указ. соч. C. 11.
- Київ+380960830922