Ви є тут

История музейного дела в мире : До конца XVIII в.

Автор: 
Грицкевич Валентин Петрович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2002
Артикул:
277305
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Диссертация выполнена на кафедре музееведения и зкскурсоведсния
Санкт-Петербургского Государственного Университета культуры и искусств
Официальные оппоненты:
1. Доктор культурологии С.М. I {екрасов
2. Доктор исторических наук, профессор В.М. Массон
3. Доктор исторических наук, профессор М.В. 11иотроиский
Ведущая организация - Российский институт культурологии
Защита состоится 17 июня 2003 г. в 14 часов на заседании Диссертационного Совета Д 210.019.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств но адресу: 191 186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 2
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Саикт-I (етербургского государственного университета культуры и искусств
Автореферат разослан «_____»______________2003 г.
Ученый секретарь Диссертационного Совета, доктор исторических наук, профессор
А.А. Сукало
3
Оглавление
Введение 4
Глава I. Источниковедение и историография истории музейною дела 23
1.1. Источниковедение истории музейного дела 23
1.2. Историография истории музейного дела 38
Глава II. Предмузейное собирательство 56
2.1. Мотивации предмузейиого собирательства 56
2.2. Миды бытования предмузейных собраний 85
Глава III. Возникновение музея как социокультурного института
в период Возрождения 92
3.1. Возникновение художественного коллекционирования в Италии в XV
XVI веках 92
3.2. Художественное коллекционирование за пределами Италии 121
3.3. Формирование научных коллекций в период Возро ж дения 137
Глава IV. Музейное дело в XVII в. и в период Просвещения (XVIII в.) 147
4.1. Коллекционирование и первые, публичные музеи в XVII - XVII/ веках 147
4.2. Художественные коллекции и музеи в различных частях Европы 168
4.3. Научные коллекции и музеи XVII - XVIII веков 207
Заключение 229
Примечании 234
Библиография 323
Указатели 397
38
Рекламом с 1961 г.)98, серии издательства «Мак-1 роу-Хилл» в Нью-Йорке с 1965 г. «сокровища искусства» различных европейских стран99, ненумерованную серию «Художественные путеводители по Италии» (с 1981 года издастся издательством Электа в Милане100 об искусстве отдельных итальянских городов и областей. Все крупные издательства мира регулярно издают путеводители, например, в американском книгоиздательском журнале «Паблишерз уикли» ежегодно аннотируется не менее пятисот новых путеводителей. На книжный рынок путеводителей ведущие шинные и нефтяные компании выпускают свои путеводители, среди которых выделяются своими массовыми тиражами шинная компания Мишлен, выпускающая свои «Авторсзиновыс путеводители» карманного формата на различных языках101, и нефтяная компания Шелл, издающая свою серию путеводителей в Лондоне (например, «Иллюстрированный путеводитель компании Шелл но графствам Англии»)107. Туристские компании Томаса Кука103 и «Американский экспресс»104 также издают свои серии путеводителей для туристов, а Ассоциация американских автомобилистов выпускает свои «Карманные путеводители Автомобильной ассоциации»105.
Много общего между собою имеют литература о путешествиях и такой источник как автобиографические записки. Примером этому могут служить «Письма русского путешественника» Н.М.Карамзина или «Итальянское путешествие» И В Гете (1816-1817, опубликовано в 1862 году), столь богатое описаниями произведений искусства в посещенных писателем музеях. Туристские путеводители издавали и в XX веке популярные в своих странах писатели, как например, Ю.Фодор («Современный нуге водитель Фодора»)100, Г.Филдинг («Дешевый путеводитель Филдинга по Европе»)107, А.Фроммер («Европа за двадцать фунтов стерлингов в день»)108.
Рассмотрение эволюции двух видов источников истории музейного дела свидетельствует о взаимосвязи их, а также других источников с развитием культурных потребностей человеческого общества, о зависимости их создания от расширения доступности обозрения, коллекций, музейных собраний, памятников старины и искусства в ходе постепенной либерализации политической и социальной жизни общества, улучшения экономических условий жизни человека, позволяющих уделять больше времени досугу.
1.2. Историографии истории музейного дела
Познавательное значение истории музейного дела смутно осознавалось еще в период, близкий ко времени становления музея как самостоятельного социокультурного института. По меньшей мере с конца XVII начала XVIII веков в изданиях по музейному делу стали появляться первые попытки осмыслить исторический опыт музейного дела, которые положили начало историографии истории музейного дела.
В понятие «историография» различные авторы вкладывают не всегда одинаковый смысл. Наиболее распространены следующие понятия
39
историографии. Это: а) анализ совокупности исторических исследований но определенной проблеме или теме; и б) научная дисциплина, изучающая историю исторической науки.
Историографические исследования по истории музейного дела сегодня отсутствуют. 11редьявлять к ней те же требования, что и к общей историографии социально-политической истории, основные проблемы которой, благодаря долгой традиции существования общеисторических сочинений, достаточно освещены в существующей обзорной литературе, невозможно. Возможна лишь попытка осветить процесс развития исгорико-музейпой мысли, которая до сих пор не предпринималась. Это может послужить отправным пунктом для многих будущих работ.
Объектом историографии истории музейного дела можно считать совокупность фактов и явлений истории музейного дела и процесс его развития в конкретных формах проявления. Предмет историографии истории музейного дела - основные закономерности формирования и развития научных знаний по истории музейного дела и их функционирование в качеегве социально-исторической информации.
В задачи историографии истории музейного дела входят поиски ответов на вопросы о том, какие историко-музейные проблемы изучены применительно к современному уровню музееведения с достаточной полнотой, какие изучались, но освещены неполно, какие не ставились, но в изучении их возникла потребность.
Историография истории музейного дела сопредельна со смежными и близкими ей разделами историографии - историографией истории общественной мысли, историографией истории культуры, историографией тех отраслей культуры, которые освещаются в музеях соответствующего профиля, а также с библиографией, информатикой, источниковедением истории музейного дела.
У каждой из этих дисциплин есть свои объект, предмет, цели и задачи изучения, хотя нередко отдельные из них частично совпадают с обдектом, предметом, целями и задачами историографии истории музейного дела.
Источниками для историографии истории музейного дела (и, одновременно, историографической основой для отдельных се частей) служат труды историков, прямо или косвенно исследовавших историю этой отрасли практики человеческой культуры.
В качестве источников историографии истории музейного дела привлекаю гея: по возможности, сохранившиеся материалы творческой лаборатории историков-музеевсдов, конспекты и выписки из источников и исследований, черновики и пробные наброски, варианты плана и текста, карточки, свидетельствующие о библиографических поисках. Используются также материалы творческих дискуссий, воспоминания, дневники, переписка историков, изучавших прошлое музейного дела, их личные документы, канцелярские источники, отражающие стадии развития исторических исследований (переписка с издательствами, отчеты о ходе выполнения запланированных работ по истории музейного дела и тому подобное1 ).