Ви є тут

Творчество иркутских художников как феномен культурного наследия : вторая половина XX века

Автор: 
Малкина Лариса Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
301865
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................... 3
1. Теоретическо - методологические основы категорий культурного наследия и художественного творчества..............
1.1. Культурное наследие как объект культурологического музееведения.................................................... 14
1.2. Художественное творчество в проблемном поле консервации и реставрации культурного наследия................................ 35
2. Ценностные ориентации в творчестве иркутских художников второй половины XX века............................................
2.1. Тема труда, патриотизма и интернационализма в творчестве иркутских художников............................................ 50
2.2. Специфика отражения нравственной культуры людей в художественном творчестве....................................... 74
2.3. Проблема поиска эстетических смыслов и идеалов в творчестве
иркутских художников........................................... 101
Заключение..................................................... 120
Библиография................................................... 123
Приложение 1................................................... 141
Приложение 2..................................................... 147
Приложение 3..................................................... 152
Приложение 4..................................................... 158
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Вторая половина XX века характеризуется растущим осознанием необходимости изучения и сохранения культурного наследия. Созданные при Организации Объединенных наций международные органы по сохранению и реставрации культурного наследия инициировали и растущий интерес к этой теме со стороны научного сообщества. Был разработан пакет документов, как международных, так и национальных, направленных на определение сущности культурного наследия и способов его сохранения. Непреходящая ценность культурного наследия сегодня воспринимается наравне с золотым запасом и входит как существенный элемент в понятие национального достояния.
За прошедшие десятилетия, однако, выявился целый ряд методологических и теоретических проблем. Особенно актуальной выглядит проблема соотношения понятий культурного наследия, художественного творчества и творчества конкретных художников применительно к настоящему времени. Каким образом следует трактовать произведение художника, живущего в настоящее время, с точки зрения культурного наследия? Произведение современников объективно лишены исторической ценности, их эстетическая ценность не может быть измерена в критериях будущего. Огромный объем потока сегодняшних «предметов культуры» не позволяет, как бы мы ни стремились, сохранить его полностью, а задача выбора именно тех объектов, которые будут восприниматься в качестве элементов культурного наследия хотя бы в ближайшем будущем, не имее т на сегодня обоснованных методов решения.
Особенно важной для российской культуры XXI века становится проблема изучения и сохранения провинциальной культуры, в том числе -культуры сибирских городов. Нарастающие тенденции к глобализации и всемирной стандартизации создают реальную угрозу стирания региональных
15
культурных феноменов. Унифицированная «всемирная» культура особенно опасна для тех проявлений культурного наследия, которые еще не успели приобрести устойчивый и законодательно закрепленный статус. Мы имеем в виду, прежде всего, элементы локальных культур, возникшие недавно или возникающие прямо сейчас, в наши дни. В особенно рискованном положении перед лицом глобализации находится культурное наследие второй половины XX века. Еще менее защищенными выглядят локальные — региональные, национальные культуры, субкультуры социальных групп и слоев и так далее. Во всем мире отмечается актуальность той угрозы, которая надвигается на традиционные образы жизни со стороны вненациональной и внерегионалыюй «усредненной» культуры. Глобальная культура, при всех своих преимуществах, несет, тем не менее, ряд существенных недостатков. В противоположность локальным культурам, она игнорирует как географические особенности региона - климата, рельефа местности, распределения водных ресурсов — так и историческую уникальность данного места. Глобальная культура не строит равноправные отношения с «гением места», а высокомерно игнорирует его. Неизбежным результатом является своеобразная «месть» со стороны историко-географического и, в целом, локально-культурного контекста. Навязывание глобальной культуры порождает множество проблем как вполне материального характера (удорожание стоимости жизни), так и морально-идеологические беды -утрату смысла жизни, разрыв связи поколений и так далее. В целом можно сказать, что замена множества локальных культур на единую глобальную культуру угрожает уничтожением самых основ культурного наследия.
Современные культурологические словари так определяют данное понятие: «Культурное наследие - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники, историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности того или иного народа, его вклад в мировую цивилизацию» [76].
Более развернутое определение дает словарь под редакцией А.И. Кравченко: «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ, часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, удостаивается этого имени. Сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а прошлая часто попадает лишь в число музейных экспонатов. Если же к предметам одежды, бывшим в моде у дедушек и бабушек, возвращаются внуки, эти предметы становятся частью культурного наследия, оно часто идеализируется, пользуется авторитетом и окружено ореолом. Положительные стороны преувеличиваются, а негативные преуменьшаются. В конечном итоге К.Н. становится фактором сплочения нации, средством объединения в периоды кризисов и нестабильности» [71].
Словарные определения показывают две важные тенденции в научном осознании понятия культурного наследия. Первая заключается в признании несомненной ценности данного феномена для самоидентификации, самосознания и самобытного развития каждого народа (или любой другой социальной группы, претендующей на культурную самостоятельность). Вторая тенденция однозначно идентифицирует культурное наследие с прошлым. Явления сегодняшней культуры, таким образом, не мо1ут рассматриваться в качестве элементов культурного наследия.
Если первый из выделенных нами тезисов вряд ли может вызвать возражения, то второй нуждается в уточнении либо в 01раничении. Если принять положение о необходимости некоторой временной дистанции, которая только и позволяет выделить элементы, входящие в культурное наследие, то возникает необходимость в более точной дефиниции этого временного интервала. Сколько лет должно исполниться факту культуры, чтобы он мог быть отнесен к наследию? Данный вопрос нам представляется весьма неоднозначным и непростым. Существует четкая дефиниция возраста, позволяющая рассматривать культурные объекты в качестве элемента