Содержание
Введение..............................................................3
Глава 1. Проблема исторической памяти................................19
§1 Концептуальные подхода к исследованию исторической памяти...19
§2 Историческая память как предмет культурологического изучения..49
Глава 2. Понимание музея в рамках феномена исторической памяти... 66
§1 Структурный анализ категории исторической памяти в музеологическом дискурсе.................................66
§2 Функциональный анализ феноменов музея и исторической памяти как основа их взаимодействия.............................91
Глава 3. Теоретико-методологические основания сохранения и изучения исторической памяти в музеях политической истории новейшего периода 116
§1 Объективизация экспозиций историко-политических музеев новейшего периода.......................................116
§2 Методика проектирования экспозиций по политической истории новейшего периода.......................................149
Заключение..........................................................185
Список использованной литературы....................................189
Приложение.........................................................221
Введение
Современное общество характеризуется недолговечностью многих социальных процессов. Изменение общественных идеалов, полный отказ от прежнюю ценностно-смысловых ориентиров, радикально изменивших оценки исторического пути развития страны, привели к расколу в духовной жизни общества. В настоящее время на первый план выходит проблема сплочения граждан на основе единой идеи, которая должна быть осознанна и близка каждому. Достижению этой цели способствует приобщение к системе культурных ценностей и знанию истории, формирование гордости за свое Отечество, в котором трудятся люди, участвующие в сложном процессе становления и развития государства.
В решении этих проблем особая роль принадлежит исторической памяти, которая, как особый феномен социокультурной реальности, несмотря на определенную неполноту и противоречивость, обладает способностью сохранять в массовом сознании членов общества оценки событий прошлого, превращая их в ценностные ориентиры.
Многозначность исторической памяти как явления анализируется множеством гуманитарных и социологических наук и выражается в разнообразной терминологии. Кроме «исторической памяти» выделяется «культурная память», «коллективная память», «социальная память», «индивидуальная память». В настоящем исследовании концепт «историческая память» объединяет существующие дифиниции, являясь обобщающей универсалией. Опосредованно оказывая влияние на намерения, поведение людей, она тем самым, предопределяет характер и методы решения общественных проблем, что позволяет рассматривать этот феномен, как возможность конструирования различных картин репрезентации прошлого. Объектами исторической памяти могут быть явления и процессы в широком диапазоне - от крупных исторических событий в масштабах мира, страны, региона, до явлений материальной и духовной культуры,
вызывающих определенные ассоциации. Историческая память тесно связана
з
переселяясь в него, но некоторым образом имея его, видя его и будучи им». Таким образом, память есть такая способность души, которая появляется, когда душа, вспоминая, переходит из пассивного состояние в активное [3.
С-5].
Важные идеи для понимания памяти можно найти в сочинениях Блаженного Августина. По Августин}', в памяти хранится не точный отпечаток внешних воздействий, а определенным образом упорядоченное представление об этих воздействиях. В этом положении можно увидеть некоторое сходство с учением Платона об идеях, так как Августин указывает на то, что в памяти хранятся не сами предметы, а их образы-копии. И именно при помощи памяти происходит обдумывание поступившей информации. Поэтомуг Августин называет память силой ума, прямо указывая на зависимость познавательных способностей человека от работы памяти [3. С.5]. Августин также отмечал, что в памяти хранятся все сведения и знания, когда-либо полученные человеком. В своей работе «Исповедь» философ так описывает механизм познавательной деятельности: «Не самые эти явления впускает к себе память, а только с изумительной быстротой овладевает их образами, раскладывает по удивительным кладовкам, а воспоминание удивительным образом их вынимает» [1. С. 16]. Познать - значит, подумать, то есть внимательно привести в порядок то, что было в памяти, чтобы это «легко появлялось при обычном усилии ума» [1. С. 16]. И именно в уме происходит процесс собрания разрозненного психического материала воедино, т.е. обдумывание. «Память и есть душа, ум», - отмечает Августин [1. С.18].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что некоторые аспекты современной трактовки понятия «историческая память» рассматривались мыслителями разных эпох в контексте получения знаний о прошлом. Современный французский мыелтггель П. Рикер в этой связи пишет: «Альтернатива, из которой мы исходим, является относительно поздним
плодом двунаправленного развития, которое обрело свою форму и
22
укрепилось значительно позже, чем были разработаны две основные проблематики - разыскание и испытание воспоминания, истоки которых восходят к эпохе Платона и Аристотеля. С одной стороны, это - зарождение проблематики субъективности откровенно этологической окраски, с другой -вторжение в сферу науки социологии, а вместе с ней и неизвестного доселе понятия коллективного сознания. Ведь, ни Платон, ни Аристотель, никто из древних мыслителей не ставил предварительного вопроса о том, кто вспоминает. Их интересовал вопрос о том, что значит иметь воспоминание и добывать воспоминание. Атрибуция воспоминания кому-либо, способному говорить «я» или «мы», неявно содержалось в спряжении глаголов, относящихся к сфере памяти и забвения в разных лицах и временах» [187, С.134].
Эпоха Возрождения привнесла новый подход в осмыслении памяти. Это время характеризуется большими изменениями в жизни общества. Культура, понимаемая, как социальная память человечества, приобрела особое, гуманистическое звучание и стала одним из основных способов познания и осмысления мира. Если в основе античного понимания культуры лежало признание безличностного абсолюта, то время ренессанса поставило в центр мира человека и превознесло разум в качестве главного орудия познания [173. С. 104]. Главным лейтмотивом этого периода стало самопознание и самосозидание человека.
Знание, которое нельзя представать наглядно, мыслители Возрождения стали называть универсальным Разумом, а источник его силы черпали в прошлом, в античности, таким образом, включив память в число акшвных элементов самопознания. Наиболее ярко эта связь проявилась в гуманитарных науках. Знаменитые ученые и философы этого времени - Н. Кузанский [146], Н. Маккиавелли [124], Л. Бруни [39] и др. - по-новому осмысливали как социально-политические взгляды, так искусство и науку. Произошел переход от созерцательной установки к активной, выраженной в
23
- Київ+380960830922