ВВЕДЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
4
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД КАК СТРАТЕГИЯ
АНАЛИЗА МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.............................19
1Л Основные направления деятельности органов власти по
сохранению историко-культурного и природного наследия.... 19
1.2 Роль первых экспедиций Академии наук России и научных обществ Казахстана в развитии коллекционирования и формировании музейных коллекций.........................31
2. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ В МУЗЕЯХ СЕВЕРНОГО И ВОСТОЧНОГО КАЗАХСТАНА.........................47
2.1 История формирования палеонтологических коллекций в историко-краеведческих музеях региона.....................47
2.2 Естественнонаучные коллекции в фондах музеев высших учебных заведений и в фондах отраслевых музеев............74
2.3 Систематика и стратиграфия палеонтологического фонда
музеев Северного и Восточного Казахстана..................83
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ В РАБОТЕ
С ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИМИ КОЛЛЕКЦИЯМИ........................ 100
3.1 Презентация палеонтологических коллекций в музеях
Северного и Восточного Казахстана.........................100
3.2 Музеи Северного и Восточного Казахстана в системе экологического образования и воспитания.................. 109
3.3 Инновационная деятельность музеев Северного и Восточного Казахстана по сохранению и
2
популяризации палеонтологических коллекций....................116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................. 123
Список сокращений...................................... 125
Список использованных источников и литературы............ 126
Словарь терминов..........................................141
Приложение............................................... 145
3
воссоздать достоверную картину развития музейного дела в Северном и Восточном Казахстане, выявить специфику формирования палеонтологических коллекций, определить особенности их научной классификации и систематизации.
По своему содержанию все многообразие источников можно
сгруппировать в несколько основных групп, различающихся по
происхождению и социальному назначению.
К первой группе источников относятся нормативно-правовые акты (законодательные акты, правительственные программы и обращения главы государства к народу Казахстана), выражающие позиции правительства Республики Казахстан в области сохранения историко-культурного и природного наследия.
Вторую группу источников сосгавляюг труды участников
Академических экспедиций XVIII - XIX в. Г.Ф. Миллера [102] и П.С. Палласа [113]. В описаниях своих путешествий ученые дают возможность ознакомиться с палеонтологическими захоронениями, представленными в границах исследуемого нами региона. Их заметки являются одними из первых письменных свидетельств об ископаемых животных края. К этой же группе источников можно отнести труды российских исследователей конца XVIII - XIX вв. - это исследования на территории Казахстана, проведенные И.И. Лепехиным [128], А.И. Левшиным [97], Л.С. Бергом [71]. В описаниях данных авторов дан историко-географический анализ региона, представлены сведения о палеонтологических находках, дано их краткое научное описание.
Третью группу источников составили делопроизводственные документы музеев, позволяющие реконструировать историю развития и становления музейного дела в Северном и Восточном Казахстане. Документами, содержащими достоверную информацию, являются годовые и полугодовые отчеты, протоколы и резолюции областных совещаний, статистические отчеты.
14
Важными информационными источниками являются документы Государственных архивов Восточно-Казахстанской (ГАВКО), Северо-Казахстанской (ГАСКО), Акмолинской (ГААО), Павлодарской областей (ГАГЮ), которые позволили в более полной мере выявить и показать проблемы становления музеев, количество посетителей, поступление и сохранение коллекций, их численность и значимость.
Основными информационными документами являются инвентарные книги, книги музейных поступлений и научные паспорта экспонатов основного фонда.
Данные за последние десять лет о проведении иаучных экспедиций, определение видовой принадлежности палеоостеологического материала, а также вопросы комплектования коллекций были изучены на основе текущих архивов музеев и переписки со специалистами Академии наук Казахстана и России.
В качестве источника использованы рукописи воспоминаний директоров и сотрудников музеев, хранящиеся в рукописных фондах Кустанайского, Павлодарского и Петропавловского областных историкокраеведческих музеев [57,52].
Четвертую группу источников составили музеографические публикации. К этой группе источников были отнесены путеводители, буклеты, каталоги, статьи в периодической печати о музеях [12,22,20], музейных работниках [21,34], научные статьи с описанием музейных коллекций и истории их формирования [16,15,28]. К этой категории источников относятся статьи, посвящённые освещению музейных проблем, касающихся реставрации, реконструкции и консервации коллекций[35,25, 17], а также статьи, посвященные юбилейным датам музеев [11,40].
Пятую группу источников составляют материалы научных конференций, семинаров, мастер-классов, тренингов. В основном это научные статьи работников музеев, теоретиков и практиков музейного дела
15
- Київ+380960830922