Ви є тут

Музей как коммуникационная система: проблемы гармонизации историко-культурного и информационно-деятельностного компонентов

Автор: 
Пономарев Борис Борисович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272377
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение 3
Раздел 1. Генезис и современное состояние музейной деятельности 25 § 1. Проявления музейной деятельности в древних государствах 25 § 2. Особенности музейной деятельности в античный период 35 § 3. Средневековый период становления музейной деятельности 43 § 4. Становление музееведения 49
§ 5. Музей в условиях перехода к информационному обществу 85 Раздел 2. Современная трансформация музея: от традиции к новации 99 § 1. Историко-культурный компонент деятельности музейного учреждения 99
§ 2. Информационно-деятельностный компонент современного музея и его социальные функции. 127
§3.11роблемы и перспективы музейных учреждений 138
Раздел 3. Музей как информационная система 156
§ 1. Модель и реальность современного музейного учреждения 156 § 2. Структурная модель коммуникаций музейного учреждения 167 § 3. Модульный менеджмент в музейном учреждении 181
Заключение 192
Список используемых источников и литературы 196
Приложения 204
3
Введение
В истории развития человеческого общества каждая историческая эпоха порождала свои особенности использования культурного наследия. Традиционные цивилизации аграрно-земледельческих обществ формировали закрепленные социальным опытом формы использования ресурса культурного наследия, основанные на общинности, кастово-сословной замкнутости, элитарности. В торгово-промышленных цивилизациях сформировались иные качества культурного наследия, среди которых важнейшими можно назвать открытость, общественную доступность, ориентацию на интересы рядового гражданина. В рамках современной культурной традиции, опирающейся в своей основе на идеи гуманистов Возрождения и мыслителей эпохи Просвещения, все более важное место занимает проблема предоставления свободного доступа граждан к общественным благам самого различного характера. На протяжении XX века большинство развитых государств подошли к становлению модели открытого общества, в котором не только провозглашаются, но и получают реальное воплощение принципы равенства его членов перед законом и конституцией, право на свободу слова, право на получение информации, в том числе и право на открытый доступ к информационным ресурсам в области культурного наследия.
Неотъемлемой частью культурного наследия человечества являются музейные фонды. Сегодня в музеях собраны огромные богатства, которые могут быть использованы в качестве значимого фактора общественного развития, одного из важных ресурсов прогресса человеческой цивилизации. Во многом проблема продуктивного использования музейного наследия напрямую связана с особенностями современной социально-экономической парадигмы: процессами глобализации, становлением общемирового товарного рынка и международного разделения труда, формированием единого информационного и культурного пространства.
21
Проведенное автором исследование позволило сформулировать ряд положений, которые выносятся на защиту:
1. Музей как социокультурный феномен представляет специфический социальный институт, осуществляющий собирание, сохранение и трансляцию культурных артефактов и ценностей в процессе своей деятельности. На разных стадиях общественного развития музейная деятельность выступала в исторически-конкретных формах, способствовала удовлетворению коммуникационных потребностей членов общества и освоению ими культурного наследия предшествующих поколений.
2. Трансформирующая Россия в соответствии с глобальными тенденциями вступила в стадию информационного общества, что существенно повлияло на формы и содержание музейной деятельности, в которой решающую роль стали играть коммуникационно-информационные потребности членов общества, определившие появление новых технологий и конкурентоспособных информационных продуктов.
3. Современный музей выступает как информационная система, включающая совокупность структурных компонентов: объект (предмет, документ) и субъект (носитель, хранитель и транслятор) культурного наследия, соци-атьные функции, вид, тип и профиль музея, потребитель (посетитель, пользователь), а также средства и технологии доступа к объектам культурного наследия.
4. Разнообразие видов и типов музейных учреждений можно типологи-зировать по функционально-ролевым критериям и социально-экономическим возможностям деятельности. Эффективность деятельности музея и рост его общественного влияния на макро- и микроуровне определяет гармонизация историко-культурного (профессионально-содержательного) и информационно-деятельностного (организационно-технологического) компонентов и гибкое оперативное управление основными блоками и модулями музейного учреждения. В данном случае музейное учреждение одновременно выступает
22
как информационная система и как субъект культурной и культуротворческой деятельности по сохранению, обработке и транслированию материальных и духовных культурных ценностей, способствующей освоению культурного наследия традиционными и новационными формами и методами работы.
Научная новизна исследования состоит в оригинальном авторском рассмотрении современных проблем культурологии и музееведения, представляющем собой содержательный инновационный проект разработки и внедрения структурной модели музейного учреждения с модульной организацией ресурсов и направлений работы.
Автор на основе анализа и обобщения опыта работы ряда музейных учреждений разработал принципиальные положения для типологизации и классификации музейных учреждений различных видов и типов на основе «матрицы структурной модели музейного учреждения».
В работе на основе сопоставления различных типов музея, реализующихся как специфическая информационная система, обоснована структурнофункциональная модель современного музейного учреждения, включающая в себя компоненты трех уровней: «ресурсы и исходные элементы —> функциональные подсистемы—> трансформирующиеся функциональные блоки», которые образуют комплексную структурную модель музейного учреждения.
Теоретически обосновывается объективность тенденции усиления самостоятельности в деятельности современного музейного учреждения, что обусловливается новой социально-коммуникативной ситуацией, сложившейся в трансформирующейся России. В качестве приоритетной задачи отмечается необходимость углубления специализации музейных учреждений при решении ими актуальных общественных задач с учетом их масштаба, характера, уровня сложности, региональной специфики. Авторская концепция «музея-трансформера» отражает показанные тенденции и необходимость специализации музейной деятельности и применена в деятельности конкрет-