Ви є тут

Музей в системе ценностных ориентаций российского студенчества

Автор: 
Мишина Ирина Васильевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272406
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................3
Глава 1. Взаимодействие студенчества и музеев в России
(ХУ1Н-ХХ вв.): историографический аспект.................12
Глава 2. Ценностные ориентации студенчества и музей.........63
§1. Современное студенчество как потенциальная и
реальная аудитория музеев................................63
§2.Музей в системе культурных потребностей и запросов
студенчества..............................................73
§3.Посещение музеев студентами: мотивы и интересы........80
§4.Музей в представлении студентов...................... 103
Глава 3.Перспективы взаимодействия музея и студентов.......118
§1.Культурно-образовательная деятельность музея в контексте
его социальных функций..................................118
§2.Формы и методы работы современных музеев со
студенческой аудиторией.................................125
§З.Музей для студентов: анализ представлений теоретиков и практиков музейной деятельности........................132
Заключение.................................................153
Список использованной литературы
164
3
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях особую важность приобретает обращение к культурному наследию прошлого, духовному опыту, накопленному человечеством за многие века отечественной и мировой истории. Не только в философии и культурологии, но и в повседневной практике сегодня наблюдается поиск ориентиров, определяющих вектор развития России и мира в новом столетии. Именно поэтому в наши дни обретают такую высокую значимость музеи как хранители ценностей прошлого, по-новому притягивающие к себе студенческую молодежь, на плечи которой в недалеком будущем ляжет ответственность за судьбы России и всего человечества.
Актуальность предпринятого исследования заключается прежде всего в том, что оно обращено к современному российскому студенчеству, которому в ближайшие десятилетия предстоит принимать участие и осуществлять руководство в различных сферах производства и управления. Именно студенческая молодежь призвана сыграть особую роль в развитии духовных основ современной отечественной культуры в новом тысячелетии.
Трудно переоценить в связи с этим то значение, которое в настоящих условиях приобретают музеи как центры культуры, обогащая молодежь знанием прошлого, способствуя развитию ее ценностного сознания и духовной зрелости. Противоречия современной истории изменяют содержание потребностей и запросов студентов, создают особые препятствия в их поисках новых идеалов и нравственных ориентиров. Изучение меняющихся интересов и потребностей студентов в современных условиях является актуальной задачей в наши дни, во многом определяющей способность учебно-просветительных и научных учреждений оказывать положительное влияние на становление нового поколения граждан России. Особую важность решения этих задач приобретают для музеев и музейных сотрудников, включенных в работу по расширению кругозора, повышению уровня культуры^студенческой молодежи. Не менее значимым решение этих вопросов является и для преподавателей вузов, имеющих возможность органически включать различные формы взаимодействия с музеям^ в ходе организации учебного процесса. Совместные усилия музеев и высших учебных заведений по развитию и углублению
19
политехнические институты, отличающиеся гибкой многопрофильной
структурой, сочетанием традиционных и новых специализаций [105, С.62-63].
Целый ряд лесных, сельскохозяйственных и ветеринарных вузов открывается в России в конце XIX- начале XX века [154, С. 125-126].
Необходимо также отметить появление новых центров подготовки деятелей искусств (консерваторий, Московского училища живописи, ваяния и зодчества и др.) [105, С. 136-138].
В этот период происходит резкое увеличение численности российских студентов. Так, к концу XIX столетия в вузах России обучается более 30 тысяч человек, а к 1917 год}' численность студентов возрастает до 135 тысяч [106, С. 6].
Во второй половине XIX - начале XX века происходят существенные изменения в сословном составе учащейся молодежи. Преимущественно дворянским остается в этот период высшее военное и привилегированное юридическое образование. Большинство же вузов , начиная с середины XIX века, приобретают открытый всесословный характер, однако, при этом применяются определенные, зачастую скрытые, формы сословного регулирования состава студенчества [106, С.97]. Факты, приводимые
исследователями данного вопроса, свидетельствуют о том, что, наряду с представителями сословия потомственных дворян и высших чиновников, ряды студенчества активно пополняются выходцами из сословий, причастных к торгово-промышленной деятельности, детьми мещан, цеховых, крестьян а также лиц «интеллигентных» профессий [106, С. 182-183], [330, С.29], [331, С.243]. В начале XX столетия численность студентов из дворянско-чиновничьей среды неуклонно снижается, и во многих вузах представители данного сословия уже не -являются преобладающей группой. В целом студенчество России этого периода имеет полисословную природу [84, С. 14], [106, С. 5].
С середины XIX столетия начинается широкомасштабное открытие для публики крупнейших выдающихся коллекций, превращение прежде закрытых или элитарных собраний в общедоступные музеи. Так с 1852 года производился бесплатный допуск посетителей к коллекциям Эрмитажа, для экспонирования которых было выстроено специальное здание [215, С. 16]. В 1858 году
20
открывается для публики Оружейная палата в Москве [27, С.357].
Общедоступными становятся также в Санкт-Петербурге военно-исторические музеи: вновь открытый в 1867 году Морской музей [240, С.152] и Артиллерийский музей, учрежденный в 1889 году [240, С. 141].
Интерес российского общества к отечественной истории находит свое выражение в создании Российского Исторического музея в Москве [241, С.236-237], а в 1895 году издается Указ об учреждении Русского музея имени Александра III [198, С.48].
Во второй половине XIX века появляется целый ряд технических музеев: Московский Политехнический музей, Телеграфный музей в Санкт-Петербурге, Железнодорожный музей при Министерстве путей сообщения и другие [220, С.130].
Задачу ознакомления публики с передовым педагогическим опытом ставили перед собой многочисленные педагогические музеи. Интересно отметить, что, к примеру, Педагогический музей Учительского Дома в Москве в начале XX века проводил изучение интересов, жизненных планов и психологических особенностей учащихся гимназий - потенциальных абитуриентов вузов [259, С.3-4].
Еще одним новым типом музеев в России становятся мемориальные музеи, созданные в конце XIX - начале XX столетия: Музей А.С.Пушкина в Александровском лицее, Музей М.Ю.Лермонтова в Николаевском кавалерийском училище, Музей-квартира Д.С.Менделеева при Санкт-Петербургском университете, Толстовский музей в Москве, Музей А.В.Суворова в Санкт-Петербурге и многие другие [129, С.65-67], [240, С.186].
Характерной чертой рассматриваемого периода становится организация музеев на базе частных специализированных собраний российских коллекционеров [195, С Л 42].
Следует отметить также активное появление музеев в провинциальных российских городах благодаря деятельности статистических комитетов, археографических комиссий, губернских, земских и городских дум, а также частной инициативе. Результатом этого процесса стала организация музеев местного края, носивших комплексный характер, а также церковно-