ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................4
глава I. ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ(КОНЕЦ XIV - НАЧАЛО XX ВЕКОВ)..............15
1.1. Возникновение и древнейшая история монастыря
(конец XIV - начало XV веков).............................15
1.2. Симонов монастырь и ценрализационные процессы в Русском государстве в XV - первой трети XVI веков....41
1.3. Симонов монастырь в завершающий период формирования единого Русского государства(середина XVI -
начало XVII веков).......................................62
1.4. Судьба монастыря в XVII - середине XVIII веков............86
1.5. Последний этап в жизни монастыря
(конец XVIII - начало XX векоз)..........................106
глава II. ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ И ВОПРОСЫ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ МОНАСТЫРЯ В КОНЦЕ XIV -НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ......................................................119
2.1. Формирование системы престолов и строительная
история монастыря........................................119
2.2. Книгописание и формирование книжного собрания
монастыря в конце XIV -начале XX веков..........
188
2.3. Иконописание, ювелирное дело и формирование
монастырской ризницы в конце XIV - начале XX веков..201
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................213
Приложение 1...................................................217
Приложение II..................................................222
Приложение III.................................................235
Приложение IV..................................................247
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....................................259
СПИСОК СОКРАЩЕНИИ....................................................265
25
рассказе I Пахомиевской редакции лакуны, а так же его расхождение с летописными источниками по довольно существенным вопросам,
свидетельствуют о небрежности агиографа, а так же о том, что
он слабо себе представлял события в Симоновом монастыре. Это обстоятельство значительно снижает ценность рассказа I Пахомиевской редакции о Симоновом монастыре.
Более слаженным представляется рассказ II Пахомиевской редакции. Там, когда речь идет о жизни Федора в Троицком монастыре, отмечен факт его рукоположения в священники. Указано также, что при Федоре в Симоновом монастыре была учреждена
архимакдрития. Зафиксированный в летописи факт поездки Федора в Царьград и общения его с Константинопольским Патриархом находит отражение и в рассказе II Пахомиевской редакции Жития Сергия. Правда, здесь с поездкой в Константинополь связывается получение монастырем статуса Патриаршей ставропигии, а не титула
архимандрита его настоятелем. Это вполне объяснимо: архимандритий в одной Москве к тому зремени было несколько, а факт получения русским монастырем ставропигии был первым за всю историю христианства на Руси. В рассказе II Пахомиевской редакции отмечена единственная церковь в монастыре - во имя Успения
Богородицы, причем указано, что она была каменной. Это вполне соответствует упоминавшейся нами летописной статье от 1405 г. об освящении в Симоновом монастыре церкви. Таким образом, мы видим, что сведения рассказа II Пахомиевской редакции хорошо подтверждаются летописным материалом. При этом летопись связызает с поездкой Федора в Царьград получение им титула архимандрита, Житие - право подчиняться непосредственно Патриарху.
Есть оснозания думать, что автор рассказа II Пахомиевской
редакции, при составлении истории Симонова монастыря конца XIV
в. к летописному материалу не обращался, а пользовался иными, неизвестными нам источниками. В противном случае он бы
обязательно связал получение Федором титула архимандрита с его поездкой в Царь град и указал бы на дату его смерти; оба факта отмечены в летописи. Они также нашли отражение в рассказах о Симоновом монастыре других, более поздних редакций Жития прп. Сергия(IV Пахомиевской, редакции из Никоновской летописи(года смерти Федора нет), некоторых редакциях выделенной нами третьей группы(35)). Таким образом, мы видим, как два независимых друг
26
от друга источника, дают сходную информацию. Это позволяет относится к ней с большим доверием. В связи с этим основание и древнейшая история Симонова монастыря нам предстазляются следующим образом: монастырь возник, вероятно, в 70-е гг. XIV в.; первый монастырский храм был посвящен Успению Богородицы; с
1379 по 1405 гг. строилось каменное здание этого храма. За всю свою историю с конца XIV по XX вз. монастырь не менял своего местоположения и был основан на той территории, которую занимает и сейчас.
Но вопрос о том, как попала информация о церкви Рождества Богородицы, которая была якобы построена Федором при основании монастыря, в рассказ I Пахомиевской редакции остается открытым и пока может иметь лишь предположительный ответ. Возможно, агиограф, плохо знавший начальную историю Симонова монастыря, располагал сведениями о существовании в монастыре храма в память Богородичного праздника, но что конкретно это был за праздник ему оставалось неиззестным. В силу этого редактор произвольно решил, что храм был в память Рождества Богородицы, о чем и написал.
Но эта историографическая легенда может иметь и другое объяснение. Дело в том, что храм Рождества Богородицы в Старом Симонове существует до сих пор и находится в нескольких сотнях метров южнее Симонова монастыря. Современное здание церкви выстроено в 1509 г., о чем свидетельствует летопись(36).
Хронологический комментарий летописца о том, что церковь освящена во время архимандрита Варлаама свидетельствует, что ока к тому времени находилась в его ведении, то есть в ведении Успенского Симонова монастыря. О том, что Варлаам был архимандритом Симонова монастыря, мы узнаем из летописи и актов(37). Речь может идти только об архимандрите основного(Успенского), а не Старого Симонова монастыря, ибо настоятели последнего никогда не упоминались как архимандриты. Это также очевидно из только что приведенного актового источника. Кроме того, храм Рождества Богородицы упоминается вне связи со Старым Симоновым монастырем. Но, повидимому, существование Старого Симонова монастыря следует связать именно с этим храмом, на что указывают сходство топонимов и Богородичное посвящение. В правой грамоте от 90-х гг. XV в. упомянут его
- Київ+380960830922